Московский метрополитен и городской наземный транспорт, похоже, все-таки станут единой компанией. Мэр Москвы Юрий Лужков поддержал идею объединения объединения всех транспортных систем столицы. Реформа позволит новой госкорпорации привлечь инвестиции, что весьма актуально в условиях кризиса. Ведь только за первое полугодие пассажиропоток на общественном транспорте сократился на 5-8%.
Идея объединения Московского метрополитена с наземным транспортом, как кажется, будет реализована. Мэр Москвы Юрий Лужков все-таки поддержал такое предложение, хотя ранее в СМИ просочилась информация, что он его не одобряет.
Реформировать таким образом транспортную систему Москвы предложил руководитель городского Департамента транспорта и связи Василий Кичеджи. Первый раз эту идею он озвучил еще месяц назад.
По теме читайте также:
В Москве предлагают скрестить метро и наземный транспорт
Теперь Кичеджи более детально рассказал о планируемых преобразованиях на заседании столичного Правительства на тему «Об условиях и формах реформирования ГУП-ов города Москвы, имеющих основополагающее положение на рынке товаров (услуг)».
По словам Кичеджи, необходимость реформы, прежде всего, вызвана переменами в мировой конъюнктуре (то есть, все тем же кризисом).
«Существо нового подхода к реформированию транспортного комплекса сводится к учету двух факторов: влияние кризиса на системном уровне и дефицит времени, которое сейчас играет против нас», - цитируются слова Кичеджи на сайте Департамента транспорта и связи Москвы.
К негативным последствиям влияния глобального кризиса на транспортную систему относится снижение пассажиропотока. Василий Кичеджи признал, что уже за первое полугодие пассажиропоток в системе общественного транспорта города снизился от 5 до 8% по отдельным видам перевозок. Для транспортных предприятий, это, в свою очередь означает сокращение доходов.
Кроме того, в этом году, программа модернизации пассажирского транспорта в определенных секторах сократится на 30%. И это при существенном износе подвижного состава, посетовал глава департамента.
В то же время, как подчеркнул Кичеджи, возможности повышения цен на транспортные услуги исчерпаны.
«Верхняя граница тарифов - это способность населения платить. Если дело так пойдет, люди просто перестанут пользоваться общественным транспортом: порой, семье из четырех человек сегодня дешевле передвигаться по городу на своем автомобиле», - уверен Василий Кичеджи.
Выходом из сложившейся ситуации руководитель Департамента транспорта и связи считает создание «многоцелевого института консолидации - транспортной Корпорации в форме акционерного общества».
На первом этапе будут объединены транспортные активы города в области грузоперевозок, и создано ОАО «Московская транспортная корпорация». 100% акций ОАО будут находиться в собственности города Москвы.
В корпорацию предполагается включить активы ГУПов «Мосавтохолод» (перевозки замороженных продуктов) и «Мосавтотранс» (грузоперевозки и координация транспортного обслуживания городского хозяйства) и «Контора АГНС» (контора по эксплуатации автомобильных газонаполнительных станций).
И только на втором этапе реформы запланировано вхождение в корпорацию активов предприятий пассажирского транспорта (в том числе ГУП «Метрополитен» и ГУП «Мосгортранс»).
Как Кичеджи заявлял прежде, уставный капитал госкорпорации может составить $50 млрд. По сообщениям российских СМИ, после объединения пакет акций компании (порядка 10%) может быть продан на бирже. Завершить объединение можно будет уже в первой половине 2010 года, и тогда же компания может провести IPO (первичное размещение акций на бирже).
Собственно, привлеченные от продажи акций средства являются главной целью реформирования. «Доверить разработку идеологии и практического механизма преобразований» Кичеджи предлагает департаменту транспорта и связи.
Вместе с тем, глава департамента также подчеркнул, что в рамках новой компании следует объединить активы, финансовые потоки, ввести общий контроль доходов и затрат, а также общие функции перспективного планирования и технологической координации всех видов общественного транспорта.
Что касается собственно пассажиров, то они могут выиграть от такого объединения, только если работа подземки и наземного транспорта будет функционально синхронизирована.
Как в интервью Bigness.ru рассказывал директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый, объединение метрополитена и наземной транспортной сети конструктивно именно на структурном уровне.
«Пассажиру все равно как ехать (на метро или на троллейбусе), лишь бы это было хорошо организовано», - заметил директор Института проблем транспорта РАН.
Ведь, например, большинству жителей в Москве приходиться пользоваться несколькими видами транспорта, чтобы добраться от дома до работы. Так вот, если бы «подземка» и наземный транспорт функционировали согласованно, то остановки автобусов, троллейбусов и трамваев сочетались бы с остановками метрополитена. Действовала бы единая логистическая цепочка.
В то же время, наш собеседник подчеркнул, что для достижения такого синергетического эффекта, необходимо создавать принципиально новую структуру управления. Путем механического слияния компаний этого не достичь, необходимо использовать научно проработанные принципы.