В период финансовых неурядиц наши соотечественники стали менее расточительными. Поэтому неудивительно, что российский рынок бижутерии в 2009 году ожидает падение на 1,9% в денежном выражении, хотя в предыдущие годы продажи таких украшений в России росли на уровне 30-40% в год. В то же время, спрос на ювелирные изделия из драгоценных камней у россиян упал еще значительнее.
Для начала напомним, что под бижутерией (от фр. bijouterie) - понимаются украшения из недрагоценных камней.
Такие изделия могут относиться к самым разным ценовым сегментам: от дешевого китайского ширпотреба до дорогостоящих брендированых украшений.
Об отрасли украшений в интервью Bigness.ru рассказала Мария Маттис, руководитель отдела инициативных исследований компании Step by Step, недавно проводившей исследование рынка бижутерии.
По объему продаж в натуральном (штучном) выражении на российском рынке лидирует дешевая бижутерия, рассказала Мария Маттис. По её словам, основными каналами реализации для этого сегмента служат открытые рынки, киоски и лотки в подземных переходах и метро.
Бижутерия средней ценовой категории является второй по объемам продаж в натуральном выражении после дешевой.
А в стоимостном эквиваленте она лидирует, опережая как дешевую, так и дорогую продукцию. Ее доля составляет 49% от общего объема продаж бижутерии в денежном выражении, рассказала Мария Маттис.
Среднеценовой сегмент представляют товары, выпускаемые под собственной торговой маркой. Розничная стоимость такой бижутерии колеблется от 500 до 1,5 тыс. руб. за штуку.
В основном это крашения отечественных, немецких, французских и итальянских фирм, таких как Grey Stone, Bijoux Land, Selena, InessM. Paris, «Эталон-Женави», «Альтес», «Авеню», а также некоторых китайских и корейских производителей. Такая бижутерия представляет собой качественные и модные украшения.
Основными каналами реализации бижутерии данной группы являются прилавочно-витринные секции, бутики в крупных торговых центрах, отделы в универмагах, интернет-магазины, а также небольшие специализированные магазины.
Сегмент дорогой бижутерии на российском рынке представлен изделиями стоимостью в среднем от 1,5 тыс. до 4 тыс. руб. Но, как отмечалось ранее, стоимость эксклюзивной бижутерии может доходить и до 300-1000$. В эту группу попадают украшения от таких известных домов, как Yves Saint-Laurent, Christian Dior, Ted Lapidus, Christian Lacroix, Kenzo, Valentino и другие, отметила наша собеседница.
Бижутерию класса «люкс» продают в основном в престижных магазинах и бутиках названных брендов, где помимо этого, продается одежда и обувь этих же торговых марок.
На эту ценовую категории ориентируются в основном поставщики дорогой брендовой одежды и парфюмерии, которые самостоятельно закупают для своих магазинов украшения известных мастеров.
До недавнего времени российский рынок бижутерии, находился в стадии бурного развития, что было связано как с повышением уровня жизни населения, так и с благоприятно складывающейся экономической ситуацией в России. Этот факт подтверждается интересом иностранных компаний к российскому рынку - рынок в недавнем прошлом демонстрировал темпы роста на уровне 30-40% в год.
Однако кризис не миновал и эту отрасль. Под влиянием финансовых неурядиц и, как следствие снижения спроса, в 2009 году рынок ожидает падение на 1,9% (в денежном выражении).
Впрочем, по прогнозам специалистов уже в 2010 году на рынке будет наблюдаться рост на уровне 7,7%, добавила Мария Маттис.
Стоит отметить, что бижутерия относится к той категории товаров, для которой характерен спонтанный спрос. Таким образом, изменение уровня доходов потребителей не столь ощутимо (за исключением высокого ценового сегмента). Таким образом, рынок бижутерии имеет все шансы выйти из кризиса с минимальными потерями, уверена наша собеседница.
Сравнивая между собой сегменты ювелирных изделий и бижутерии, можно отметить, что рынок бижутерии не так сильно пострадает от кризиса. В то время как ювелирный рынок ждет падение на уровне 5-15%.
Как ранее сообщал Bigness.ru, за январь-апрель текущего года ювелирная розница в России снизила обороты на 15% (в рублях) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Особо сильно упали продажи изделий ценой свыше 150 тыс. руб. за штуку, а также ювелирных изделий с бриллиантами.
То, что в кризис россияне отдают предпочтения бижутерии вполне объяснимо. Ведь по внешнему виду бижутерия может почти не отличаться от «настоящих» ювелирных изделий, а вот по цене она существенно дешевле.