Федеральная антимонопольная служба начинает новую кампанию. На этот раз против завышенных цен на авиабилеты. ФАС подсчитала, что когда цены на топливо упали на 30%, билеты на самолет должны были подешеветь на 15%. Однако на российском рынке снижение составило 5-7%. Антимонопольное ведомство также возмущено тем, что сдать билеты в театр или на поезд можно, а на самолет - нельзя.
Главный борец за справедливые цены - Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) - начинает новую кампанию. На этот раз против завышенных цен на авиабилеты.
Для начала ФАС проверит, как авиакомпании устанавливают цены на билеты. Об этом сегодня заявил глава антимонопольной службы Игорь Артемьев. «Все необходимые поручения я подписал еще на прошлой неделе», - подчеркнул Артемьев, слова которого цитирует Итар-ТАСС.
Причем, проверки будут связаны с двумя моментами формирования цен на авиабилеты. По словам Артемьева, первая часть проверок будут касаться «неснижения тарифов на перевозки в условиях снижения цены на авиационный керосин».
Глава антимонопольного ведомства пояснил, что «цены на авиакеросин упали на 30%, и сейчас мы смотрим, как действовали в этой ситуации авиационные компании».
Артемьев также подчеркнул, что стоимость авиакеросина составляет 40% от цены билета на самолет. «Если цена упала на 30%, то нужно, чтобы цена на билет снизилась примерно на 15%», - рассказал Игорь Артемьев. «Снижение было, но на 5-7%», - добавил он.
«Этими проверками мы хотим послать сигнал авиакомпаниям, что они так же, как нефтяные компании, должны прямо зависеть от мировых цен на нефть, а не пытаться за счет потребителя урвать лишние 10%», - подчеркнул глава ведомства.
Заметим, правда, что борьба ФАС с нефтяными компаниями за дешевый бензин большим успехом не увенчалась. Как признал сам Артемьев, нефтяники намеренно срывают рассмотрение дел, возбужденных в их отношении ФАС.
Однако вернемся к ценам на авиабилеты. Как рассказал Артемьев, авиакомпаниям предстоит пережить еще один вид проверок. А именно, под зоркое око антимонопольной службы попадет сам механизм продажи авиабилетов.
«По первому впечатлению это примерно то же самое, что и скрытые комиссии в банке», - возмутился глава ведомства.
По мнению Артемьева, необходимо разобраться, почему авиабилеты стоят дороже, если покупать их позже, и «почему можно сдать билеты в театр или на поезд, а на самолет нельзя».
«В принципе, нас держат за людей, которых доить надо», - подытожил Артемьев.
Заметим, что в нынешней ситуации у авиакомпаний велик соблазн поднимать тарифы. Ведь кризис весьма ощутимо ударил именно по авиакомпаниям: спрос на перелеты упал, цена на топливо периодически росла и пр.
По данным Росавиации, в январе-мае 2009 года российские авиакомпании перевезли всего 11,1 млн человек, что на 11,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Интересно, что прецедент, когда ФАС оштрафовала «Аэрофлот» (крупнейшую российскую авиакомпанию) за завышение тарифов на авиаперевозки уже имеется.
В начале июля антимонопольная служба «Аэрофлот» в завышении цен на билеты, правда, только по одному из направлений.
А именно, ФАС признала, что стоимость билетов на линии «Красноярск-Норильск» (до 36 тыс. руб.) монопольно высокая. Теперь компании грозит штраф на сумму до 15% от выручки за 2007 год. Если конечно, Аэрофлот не опротестует решение ФАС в судах.
(Напомним, что в 2007 году выручка «Аэрофлота» составила 77.094 млрд руб. по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ)).
Вместе с тем, как в интервью Bigness.ru рассказывал начальник управления контроля транспорта и связи центрального аппарата ФАС Константин Сенечкин, в завышенных тарифах авиакомпании не всегда бывают виноваты. Зачастую сами авиаперевозчики жалуются на аэропорты, которые препятствуют здоровой конкуренции, поделился с Bigness.ru представитель антимонопольной службы.
По словам Константина Сенечкина, аэропорты часто отказываются заключать с авиакомпаниями договоры на аэропортовое обслуживание. А кроме того, топливозаправочные станции на аэропортах отказываются хранить топливо, принадлежащее самим авиакомпаниям. Ведь аэропортам выгоднее продавать топливо с наценкой на заправках.
«Мы недавно смотрели одно дело связанно с отказом аэропорта хранить горючее», - заметил наш собеседник. Вместе с тем, если авиакомпания будет закупать свое топливо, а не только заправляться в аэропорту, она сможет сэкономить на авиакеросине до 40%. Вместе с тем, как уже отмечалось, доля цены топлива в стоимости билета значительна.