Борьба за Opel достигла кульминации. Нынешнему владельцу европейских автозаводов - GM - поступили окончательные заявки от претендентов на покупку. Ими стали бельгийский фонд RHJ, китайский концерн BAIC, а также консорциум Magna и Сбербанка. Китайцам лакомый актив General Motors вряд ли достанется. А вот бельгийцы являются серьезными конкурентами российско-канадскому альянсу.
Вчера вечером General Motors Corp. (GM) приняла окончательные предложения участников аукциона по покупке Opel.
Теперь компания приступит к анализу и сравнению этих предложений, обсудит их с правительствами Германии и других стран, вовлеченных в сделку, официальными лицами из Европейского союза и попечительским советом Opel/Vauxhall.
Напомним, что Opel/Vauxhall является европейским подразделением американского автогиганта General Motors. Основные мощности Opel расположены в Германии.
Круг претендентов на европейские активы GM не стал неожиданным. Предложения поступили от трех конкурентов: бельгийской компании RHJ International SA, китайской China's Beijing Automotive Industry Corp. (BAIC) и российско-канадского консорциума, образованного компанией Magna и Сбербанком.
Новостью стали изменения в предложении Magna и Сбербанка. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на информированный источник.
Теперь планируется, что по результатам сделки оба партнера (российский банк, и австро-канадская компания) могут получить в Opel по 27,5% акций. Ранее планировалось, что Magna купит 20% акций, а Сбербанк - 35%. Это позволило бы российскому банку стать равным акционером с GM. По версии Reuters, на снижении доли по результатам возможной сделки настояла GM, желая остаться крупнейшим акционером компании (после сделки по такой схеме американского концерна останется как раз 35% акций Opel).
Прочие условия предложения от Magna и Сбербанка не изменились. Оставшиеся 10% должны быть переданы трудовому коллективу Opel.
Инвестиции альянса Magna и «Сбера» в Opel составят 700 млн евро. Кроме того, консорциум просит у правительства Германии госгарантий на 4,5 млрд евро.
Производство планируется сохранить в Германии. Кроме того, предлагается возможность развернуть производство в России на мощностях ГАЗа.
«Группа ГАЗ» выступает в сделке индустриальным партнером Magna, в частности, ГАЗ готов предоставить канадской компании мощности Горьковского автозавода для сборки Opel. Интерес ГАЗа в том, чтобы увеличить загрузку мощностей, на которых сейчас производится Volga Siber.
Китайский автоконцерн BAIC предполагает перенести производство в Китай, при этом китайцы также просят госгарантий. Однако BAIC обещает сохранить за GM больший пакет акций, чем консорциум Magna и Сбербанка. Также ценовое предложение BAIC (около €660 млн) весьма привлекательно для GM.
Бельгийская RHJ обещает сохранить предприятия Opel «на родине». RHJ предлагает за 50% с небольшим акций Opel 300 млн евро и тоже рассчитывает на гарантии правительства Германии в 3,8 млрд евро.
Кроме того, в СМИ уже появлялись сведения, что сделка с RHJ предусматривает дальнейшую возможно обратного выкупа акций General Motors. Для американского концерна этот пункт, естественно. Представляется весьма заманчивым.
Впрочем, власти Германии уже выступили против возможного обратного выкупа Opel в состав GM.
Министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг потребовал исключить из финального соглашения по продаже корпорацией General Motors компании Opel пункт о возможности для GM обратного выкупа германского бренда.
Вместе с тем, власти ФРГ официально заявляют о поддержке предложения Сбербанка и Magna. Сама канцлер Германии Ангела Меркель говорила об этом. Еще 15 июля, как сообщил Wall Street Journal, правительство Германии направило руководству General Motors письмо, в котором намекнуло, что Берлин может отозвать свое предложение о финансовой помощи Opel, в том случае, если она не достанутся концерну Magna и российскому банку. Позиция Германии увеличивает шансы альянса Сбербанка и Magna.
Однако в СМИ уже сообщалось, что между GM и альянсом возникли разногласия по поводу интеллектуальной собственности. GM, которая останется крупнейшим миноритарным акционером GM Europe, не хочет передавать Magna права на использование ее технологий, помимо производства Opel и Vauxhall.
При этом, как сообщалось вчера, российско-канадский консорциум склонен поставить продавцу жесткие условия: либо GM продаст Opel с правами на использование всей его интеллектуальной собственности, либо Magna и Сбербанк выходят из переговоров.
Magna рассчитывает получить право продавать автомобили Opel под собственным брендом, вносить любые изменения в их конструкцию и копировать отдельные технические решения при создании новых моделей.
Однако, как ранее заявлял представитель GM, американская компания хочет получать роялти за использование своих технологий, кто бы в итоге ни купил ее европейские активы.
Как в интервью Bigness.ru предположил аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак, наиболее вероятным претендентами на лакомый актив Opel являются российский консорциум с Magna и бельгийский фонд RHJ. «Несмотря на то, что у Китая лучшее предложение по инвестициям, сейчас прослеживается такая тенденция, что в странах ЕС и Северной Америки не охотно расстаются с технологиями в пользу китайцев», - рассказал Михаил Пак. Ведь продажа технологий в КНР может привести к тому, что китайские компании, адаптировав эти технологи на своем рынке и применив их в своем производстве, уже через 5-7 лет смогут составить очень сильную конкуренцию в странах Европы и северной Америки.
Что касается RHJ, то его предложение привлекательно для GM именно с точки зрения возможности выкупить свои активы назад. Инвестиционный фонд в свою очередь заинтересован купить акции подешевле, провести реструктуризацию бизнеса, и продать акции подороже, возможно, как раз General Motors, - рассказал аналитик Михаил Пак.
Заметим, что BBC уже назвала бельгийский холдинг фаворитом в борьбе за приобретение Opel, передает Итар-ТАСС.
Однако аналитик ФК «Уралсиб» Анна Куприянова в интервью Bigness.ru оценила шансы российского - канадского консорциума как « выше среднего». Ведь именно это предложение имеет сильную правительственную поддержку.
Так или иначе, имя нового владельца Opel, как ожидается, станет известно до конца текущей недели.
Справка:
Opel/Vauxhall является европейским подразделением американского автогиганта General Motors. Основные мощности Opel расположены в Германии. Подразделение выпускает автомобили на девяти заводах в Германии, Бельгии, Польше, Португалии, Испании, Великобритании. Сейчас 100% акций Opel принадлежит GM.
Продажи компании в 2008 году составили - 1,5 млн автомобилей, выручка - $2,1 млрд. Между тем, по официальным данным за второй квартал 2009 года, Opel увеличил число проданных в Германии автомашин на 45% - это лучший показатель концерна с 2000 года. Особенно хорошо продавались модели Corsa и Insignia.