Страсти по пресловутому "Закону о торговле" снова разгорелись. Дело в том, что в законопроекте появилась поправка, фактически запрещающая крупным продуктовым розничным сетям открывать новые магазины. Ритейлеры недовольны такой мерой, считая, что она обессмыслит их бизнес. По всей видимости, дебаты по законопроекту, о котором спорят вот уже пять лет, будут продолжаться?
Российские власти хотят ограничить рост крупных розничных сетей. В пресловутом «Законе о торговле» появилась поправка, фактически запрещающая крупным продуктовым ритейлерам открывать новые магазины.
А именно, в статье 16 законопроекта появился пункт, который вводит запрет сети покупать новые торговые площади, если ее оборот превышает 1 млрд руб., а доля на рынке составляет более 25% в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Ритейлеры, попадающие под эти условия, «не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению», - говорится в документе.
Из текущих формулировок следует, что под ограничение попадает торговая сеть, соответствующая хотя бы одному из этих критериев (25%-ная доля в товарообороте либо 1 млрд руб. годовых продаж).
Нарушение данных требований является основанием для признания арбитражным судом совершенных действий недействительными, в том числе по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
В проекте закона делается оговорка, что требования этой статьи не распространяются на сделки, связанные с приобретением или введением в эксплуатацию новых торговых объектов, совершенных до вступления в силу данного закона.
Такая правка была внесена в одобренный ведомствами и президиумом правительства законопроект «О торговле» в последний момент. В новом варианте многострадальный законопроект поступил в Госдуму.
По данным начальника управления ФАС по защите конкуренции в сфере торговли Тимофея Нижегородцева, эта поправка была инициирована правительством РФ с целью сохранения конкуренции на локальных рынках, защиты малого и среднего бизнеса и стимулирования развития торговых сетей по горизонтали.
«В первоначальном тексте статьи 16, которое ФАС направило в аппарат правительства, поправки про 1 млрд руб. не было. Речь шла только о доле в 25% процентов от товарооборота».
Глава крупнейшей российской розничной компании X5 Retail Group Лев Хасис критически высказался по поводу поправки.
«В текущей формулировке эта антимонопольная глава может поставить крест на развитии сетевой торговли, поскольку 1 млрд руб. годового оборота - стандартный показатель для сети из 5-6 магазинов», - цитируются слова Хасиса в аналитическом обзоре ИК «Файненшл бридж». Заметим, что в управлении самой X5 Retail Group на 30 июня 2009 года находилось 1,164 тыс. магазина. А выручка компании за первую половину года составила 130,914 млрд руб.
«Наверное, это какой-нибудь рабочий пункт... Не может быть, чтобы запретили открывать новые магазины и развиваться. Весь смысл бизнеса от этого теряется, это бьет по инвестиционной привлекательности торговли», - недоумевает глава компании «Магнит» Сергей Галицкий, слова которого также приводятся в обзоре.
Аналитики ИК «Файненшл Бридж» также считают, что «в случае принятия законопроекта без дополнительных поправок и разъяснений, его влияние на игроков рынка розничной торговли будет в некотором роде дестимулирующим».
Напомним, что страсти по регулированию розницы пылают уже давно. Законопроект о торговле с самого начала вызывал массу протестов и переписывался на протяжении пяти лет. Ведь у правительства накопилось много замечаний к работе торговых сетей. Антимонопольные органы России давно упрекают розницу в завышении цен, а также запрашивании необоснованных плат за «место на полке».
Кризис только обострил многие противоречия между продавцами и производителями. Осенью многие сети «прославились» многомесячными просрочками платежей за товары перед поставщиками. Фактически, ритейлеры бесплатно кредитовались у производителей. Поэтому то, что необходимость принятия закона уже назрела, не вызывает сомнений.
В конце прошлой недели правительство сообщило «о достижении компромисса» с ритейлерами. Однако в итоговом тексте законопроекта, опубликованном на сайте министерства промышленности и торговли в понедельник, не было антимонопольных ограничений и предписаний по торговым наценкам.
Сетям разрешили брать «объемную премию» от поставщиков в зависимости от продаж товаров и не запретили заключать с поставщиками договоры на оказание дополнительных платных услуг - в виде рекламы и продвижения товаров на полках. Антимонопольная статья 16 обнаружилась уже после внесения законопроекта в Госдуму и шокировала крупных ритейлеров.
Таким образом, обсуждения и споры вокруг «Закона о торговле», похоже, будут продолжаться.