Канцлер ФРГ Ангела Меркель официально заявила о поддержке сделки по покупке Opel именно Сбербанком и Magna. Договоренность о такой схеме продажи немецкого концерна была достигнута еще в мае. Однако нынешний владелец Opel - General Motors - продолжает вести переговоры с другими претендентами на свои европейские активы. Позиция Германии увеличивает шансы альянса с российским банком.
Как и ожидалось, президент России Дмитрий Медведев не напрасно посетил Мюнхен, где проходит 11-й раунд российско-германских межгосударственных консультаций.
По итогам переговоров Медведева с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, последняя заявила о поддержке сделки по продаже Opel Сбербанку и Magna.
Ангела Меркель заверила, что в настоящее время предпринимаются все усилия для того, чтобы в ближайшие дни все вопросы по приобретению акций Opel компанией Magna и Сбербанком были разрешены.
По словам канцлера Германии, концепция Magna с одной стороны открывает для Opel новые возможности, а с другой стороны, сделка позволит построить стратегическое партнерство вместе с Россией.
«Мы делаем все, чтобы открытые вопросы здесь были решены в ближайшие дни», - цитирует слова Меркель «Интерфакс».
Напомним, Opel является европейским подразделением американского автогиганта General Motors. Основные мощности Opel расположены в Германии.
Консорциум австрийско-канадской группы Magna и Сбербанка в конце мая договорился c обанкротившейся General Motors о покупке 55% акций Opel.
Согласно последней известной схеме покупки Opel, Сбербанку должно достаться 35% немецкого автопроизводителя. Таким образом, российский «Сбер» наряду с корпорацией General Motors (которой тоже останется 35% акций) станет одним из крупнейших акционеров Opel.
Magna отойдет около 20% акций. Оставшиеся 10% должны быть переданы трудовому коллективу Opel. Сейчас 100% акций Opel принадлежит GM.
Согласно такой схеме предполагается сохранить производство в Германии и развернуть производство в России на мощностях ГАЗа.
Инвестиции альянса Magna и «Сбера» в Opel составят 700 млн евро. Предполагается, что производство в Германии будет сохранено. Кроме того, планируется развернуть производство в России на мощностях ГАЗа.
«Группа ГАЗ» выступает в сделке индустриальным партнером Magna, в частности, ГАЗ готов предоставить канадской компании мощности Горьковского автозавода для сборки Opel. Интерес ГАЗа в том, чтобы увеличить загрузку мощностей, на которых сейчас производится Volga Siber.
Однако позже ряд иностранных и российских СМИ сообщили, что американский концерн продолжает переговоры о продаже своей немецкой «дочки» с другими заинтересованными сторонами. В том числе, с китайской компанией BAIC и бельгийской RRJ.
Так или иначе, но закрытия сделки с Magna и Сбербанком, намеченного на 15 июля, не произошло. Впрочем, немецкая сторона заинтересована именно в такой схеме продажи Opel.
Еще 15 июля, как сообщил Wall Street Journal, правительство Германии направило руководству General Motors письмо, в котором намекнуло, что Берлин может отозвать свое предложение о финансовой помощи Opel, в том случае, если она не достанутся концерну Magna и российскому банку. Заметим, что по сделке с Magna и Сбербанков правительство Германии обещает предоставить гарантии в 4,5 млрд евро.
В СМИ уже высказывались разные предположения по поводу того, почему сделка никак не завершится.
Возможно, переговоры с Magna зашли в тупик из-за разногласий по поводу интеллектуальной собственности. GM не хочет передавать Magna права на использование ее технологий, помимо производства Opel и Vauxhall.
Более того, GM кажется более привлекательным предложение китайской BAIC. Автоконцерн BAIC предполагает перенести производство в Китай, при этом китайцы также просят госгарантий. Однако BAIC обещает сохранить за GM больший пакет акций, чем консорциум Magna и Сбербанка.
Бельгийская RHJ обещает сохранить предприятия Opel «на родине». RHJ предлагает за 50% с небольшим акций Opel 300 млн евро и тоже рассчитывает на гарантии правительства Германии в 3,8 млрд евро.
Между тем, по официальным данным за второй квартал 2009 года, Opel увеличил число проданных в Германии автомашин на 45% - это лучший показатель концерна с 2000 года. Особенно хорошо продавались модели Corsa и Insignia.
Напомним, что бывший крупнейший в мире производитель автомобилей - GM - объявила о банкротстве1 июня. По условиям банкротства, администрация США получает в новой корпорации 60% акций, а правительство Канады - 12,5%. Остальные ценные бумаги будут распределены между профсоюзом работников автомобилестроительной промышленности и владельцами необеспеченных облигаций GM.
GM и правительство США планируют заверить сделку по продаже активов, в ближайший понедельник или вторник. В будущем году новая GM может провести IPO, и правительство США планирует полностью выйти из активов GM до 2018 года.