"Золотое кольцо" - четвертое по популярности туристическое направление в России. Интерес к древнерусским городам все возрастает, однако у путешествующих могут возникнуть серьезные проблемы с размещением в гостиницах. В регионе не хватает отелей. В среднем на 1 тыс. жителей здесь приходится 2,1 номера, в то время как в Европе этот показатель составляет 15 номеров на 1 тыс. человек.
О так называемом «Золотом кольце России» слышали, наверное, все граждане страны, даже ни разу там не бывавшие.
«Золотым кольцом» называют семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам с уникальные памятниками истории и культуры, центрам народных ремёсел.
Однако у любителей российских древностей во время путешествия могут возникнуть серьезные проблемы с размещением в гостиницах.
К такому выводу пришли специалисты компании Blackwood, подготовившей исследование о перспективах развития курортов «Золотого кольца».
Напомним, что «Золотое кольцо» включает 8 крупных городов (Владимир, Ярославль, Кострома, Суздаль, Сергиев Посад, Переславль, Ростов Великий, Иваново) и более 20 мелких.
«Золотое кольцо» является четвертым по популярности туристическим регионом России, уступая только Подмосковью, Черноморскому побережью и курортам Кавказа.
В благополучном докризисном 2007 году около 80% потока въездного туризма приходилось на Санкт-Петербург, Москву и города «Золотого кольца».
При этом туристический поток по Золотому кольцу составлял около 25-28% от этого объема, рассказали Bigness.ru аналитики компании Blackwood.
Число организованных туристов, посетивших «Золотое кольцо» в 2007 году составило около 2,2 млн человек. Помимо того, около 1,5 млн туристов совершают самостоятельные путешествия по древнерусским городам, не прибегая к помощи туроператоров. В целом общий турпоток по «Золотому кольцу» в 2007 году составил 3,7 млн человек.
Интересно, что по данному показателю туристический маршрут «Золотое кольцо России» находится на одном уровне с аналогичными зарубежными туристическими маршрутами, такими как «Романтическая дорога» в Германии, «Золотой треугольник Индии» и «Кольцо Керри» в Ирландии.
При этом гостиничный рынок в регионе развит значительно хуже, чем на аналогичных зарубежных курортах. Гостиничный рынок «Золотого кольца» характеризуется дефицитом предложения.
Гостиничный фонд региона насчитывает около 130 гостиниц, суммарный номерной фонд которых составляет порядка 7 тыс. номеров.
При этом в регионе насчитывается всего 8 официально сертифицированных гостиниц, среди которых нет ни одной гостиницы, соответствующей высшей категории «5 звезд». Отели, входящие в известные западные гостиничные сети, в регионе Золотого кольца на сегодняшний день не представлены.
Среди российских крупных гостиничных сетей, представленных на гостиничном рынке «Золотого кольца», можно отметить компании «Amaks Grand Hotels, «Азимут Сеть Отелей» и «Интурист Отель Групп».
Ситуация с отелями среди областей, входящих в «Золотое кольцо», лучше всего обстоит в Ярославской области (52 отеля). Затем следует Владимирская область (39), ну и еще хуже дела обстоят в Костромской (22) и в Ивановской (17) области.
В этой связи интересным представляется такой необычный показатель, как обеспеченность города гостиничными номерами на 1 тыс. жителей.
По коэффициенту обеспеченности лидирует Владимир (2,6 номера на 1 тыс. жителей). За ним следуют Кострома (2,1 номера на 1 тыс. человек), Ярославль (2) и Иваново (1,8).
Таким образом, среднее значение коэффициента обеспеченности в административных центрах областей, входящих в «Золотое кольцо», составляет 2,1. И это крайне низкий показатель.
Например, в Европейских городах, где туристический рынок является значительно более развитым, средний показатель обеспеченности гостиничными номерами находится на уровне 15 номеров на 1 тыс. жителей.
Добавим также несколько слов о стоимости размещения в гостиницах региона «Золотое кольцо». В июне 2009 года самым дорогим городом по стоимости проживания в гостинице оказался Суздаль. Максимальная стоимость номера в этом городе составила 7,85 тыс. руб. за сутки. Минимальная цена за сутки в гостинице составила 2,7 тыс. руб.
Самым дешевым оказался Ростов Великий (минимальная стоимость номера - 1,15 тыс. руб. за сутки, максимальная - 3,1 тыс. руб.).
Таким образом, для инвесторов и девелоперов, специализирующихся на гостиничной недвижимости, регион «Золотое кольцо» остается полем больших возможностей, считают аналитики.
Существующий номерной фонд городов «Золотого кольца» не способен удовлетворить растущий спрос со стороны как внутренних, так и иностранных туристов. В регионе особенно остро ощущается дефицит гостиниц среднего класса, которые традиционно являются наиболее востребованными. Однако и эксклюзивные гостиницы с индивидуальным стилем, соответствующие высшей категории, найдут своего потребителя, особенно учитывая тот факт, что пятизвездочных гостиниц на сегодняшний день в регионе нет.