Похоже, что меры по спасению автопрома в России пока не дали результатов. Производство легковых автомобилей за первое полугодие сократилось на 60%. Однако в июне выпуск легковушек на 24% вырос по отношению к маю. Впрочем, эти данные не говорят об улучшении ситуации на рынке. Просто, в мае выпуск автомобилей был чрезвычайно низким, так как большинство заводов останавливали конвейеры.
За первое полугодие в России упало производство транспортных средств всех видов и мастей. Так, по данным Росстата, производство легковых автомобилей обвалилось на 60% (289 тыс. машин) по сравнению с январем-июнем 2008 года.
Выпуск грузовиков за полугодие сократился аж на 72,5% - до 39,4 тыс. Существенно снизилось производство и тракторов, и троллейбусов и магистральных электровозов.
С одной стороны, такое падение объемов производства автомобилей не стало неожиданностью. Российский автопром, как и автомобильная промышленность во всем мире, существенно пострадал в кризис.
Ведь автомобиль достаточно дорогое удовольствие. В нынешней ситуации большинство граждан вынуждены отложить подобные покупки.
Вместе с тем, сухая статистика Росстата зафиксировала интересную динамику. Производство легковушек в России в июне выросло по сравнению с маем на 24,1%. Выпуск грузовых машин в июне тоже увеличился - на 10,8%. по сравнению с маем.
Неужели эти данные свидетельствуют о стабилизации ситуации на рынке? А также о том, что государственная поддержка отрасли наконец-то принесла результаты?
Напомним, что общий объем антикризисной господдержки автопрома может составить около 200 млрд руб. Сюда входят и прямая помощь автопроизводителям, и стимулирование спроса населения, и заградительные пошлины на новые иномарки.
Не тут то было. Как в интервью Bigness.ru рассказал аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак, пока еще рано говорить, что спрос на автомобили начинает восстанавливаться.
Такой значительный рост производства в июне может быть связан с чрезвычайно низким объемом производства в мае. По словам аналитика, май стал как раз тем месяцем, когда большинство заводов уходили на вынужденные каникулы, вообще останавливая конвейеры.
Кроме того, меры по стимулированию россиян на покупку новых авто пока значимых результатов не дали, заметил Михаил Пак. Речь идет о государственном субсидировании процентов по автокредитам.
Объем выданных льготных автокредитов пока невелик (16,2 тыс. кредитов) по сравнению с фактическими продажами новых автомобилей в России за пять месяцев (645,2 тыс. шт.).
Впрочем, правительство намерено расширить меры по поддержке спроса. Напомним, в начале июля премьер-министр России Владимир Путин объявил о расширении модельного ряда автомобилей, на покупку которых предоставляются льготы.
Теперь получить льготный кредит можно будет при покупке автомобиля стоимостью до 600 тыс. руб. вместо 350 тыс. руб. Кроме того, с 30% до 15% снижен размер максимальной предоплаты.
Аналитик Михаил Пак также заметил, что, несмотря на прирост производства машин в июне, продажи в этом месяце упали. По данным АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса в России), в июне на российском рынке было продано 118,578 тыс. автомобилей. И это на 56% меньше, чем за аналогичный месяц 2008 года.
Продажи автомобилей в России падают более чем на 50% вот уже третий месяц подряд. При этом в количественном выражении июньский результат - худший за последние месяцы. Продажи в июне оказались на 0,7% ниже, чем в мае, и на 12,6% - чем в апреле.
В связи с продолжающимся падением российского авторынка АЕБ положительно оценивала расширение госпрограммы по субсидированию процентных ставок автокредитов. Однако ассоциация по-прежнему указывала на необходимость увеличить объем выделенных средств, а также ввести премии за утилизацию.
К мнению АЕБ стоит прислушаться. Ведь в европейских странах в июне выросли именно продажи новых автомобилей.
Продажи машин в Европе в июне показали рост (на 2,4% по сравнению с июнем прошлого года) впервые за 14 месяцев. По данным ACEA (Европейской ассоциации автопроизводителей), в странах Западной Европы рост продаж в июне составил 4,6%.
Самый значительный подъем отмечен в Германии (40,5%), Италии (12,4%), Франции (7%) и Австрии (4%). Рост стал возможным благодаря мощной государственной поддержке автопроизводителей в этих странах.
Особенно показательным в этой связи является опыт в Германии. В частности, в этой стране введены дотации в 2.5 тыс. евро на покупку нового автомобиля каждому, кто сдаст на утилизацию свою машину старше 9 лет. Инициативу Германии уже перехватил и ряд других европейских государств.