ЕБРР предоставит РЖД десятилетний необеспеченный кредит на $500 млн! Европейцы выделяют рекордную сумму на то, чтобы российский транспортный монополист перестал быть таковым. Проще говоря, чтобы в России была завершена реформа железнодорожной отрасли, которая реализуется уже долгие годы. В итоге в стране наконец-то должны появиться независимые перевозчики пассажиров и грузов.
Сегодня Совет директоров ЕБРР одобрил предоставления РЖД десятилетнего необеспеченного кредита на $500 млн! Эти средства будут направлены на реформирование железнодорожной отрасли, сообщил банк в среду.
«Кредит предоставлен для реализации масштабных целей структурной реформы, которые поставили перед собой РЖД и правительство, включая реструктуризацию грузовых операций и усовершенствование законодательной базы», отметил, директор бизнес-группы ЕБРР по инфраструктуре Т.Майер.
В обмен на щедрость европейского банка, российский монополист также согласился реализовать (при поддержке ЕБРР) стратегию повышения энергоэффективности для снижения объемов выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ.
Заметим, что «Российские железные дороги» являются одним из крупнейшей потребителей энергии в мире.
10-летний необеспеченный кредит, в свою очередь, стал крупнейшим в истории ЕБРР с момента основания банка в 1991 году.
Однако общий долг РЖД на начало 2009 года уже составлял 297.6 млрд руб, из них валютные займы - $2.7 млрд и 200 млн евро.
Новый кредит до $1,2 млрд увеличит объем инвестиций ЕБРР, предоставленных по девяти российским проектам в железнодорожном секторе с момента утверждения правительством РФ (в 2001 году) программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Реформирование российской железнодорожной отрасли имеет долгую историю. До реформы в России существовало Министерство путей сообщения (МПС) - федеральный орган, который совмещал функции как управления, контроля и надзора, так и хозяйственные функции.
На первом этапе реформирования необходимо было разделить управленческие и хозяйственные функции гигантского учреждения.
В итоге, управленческие полномочия отошли Минтрансу, а для осуществления хозяйственных функций было учреждено ОАО «РЖД».
В сфере железнодорожного транспорта существуют естественно монопольные виды деятельности и конкурентные. Так вот второй задачей реформаторов было как раз выделить конкурентные сферы, и она до сих пор реализуется.
По завершению реформы у РЖД должна остаться только инфраструктура, все остальное станет конкурентной сферой.
В ходе реформы в России уже появились альтернативные РЖД грузовые перевозчики, как, например Глобалтранс, рассказал в интервью Bigness.ru аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов.
А вот появление независимых пассажирских перевозчиков ожидается только после того, как РЖД передаст весь свой парк пассажирских вагонов своей дочерней компании, пояснил Ленар Хафизов.
«Только после этого начнется либерализация рынка пассажирских перевозок, что, скорее всего, будет не скоро», - отметил он.
Заметим, что реформа железнодорожного транспорта, которая находится в ведении Минтранса, в настоящее время итак идет с отставанием.
Изначально завершение реформы планировалось осуществить к концу 2011 года, напомнил аналитик.
Однако кризисные явления в экономике вполне возможно внесут свои коррективы в планы РЖД и завершение реформы будет отложено (может быть на несколько лет, предположил наш собеседник.
Впрочем, на проволочки в осуществлении реформы есть и естественные причины. Ведь проводимая реформа сопоставима с растянувшейся на много лет реформой РАО ЕЭС, если не более сложная. Ведь РЖД - одна из крупнейших в мире транспортных компаний. По общей протяженности железных дорог РЖД занимает второе место после США.
Однако, что касается текущей ситуации с РЖД, то она остается непростой и связана с естественными для естественных монополий проблемами.
Как в интервью Bigness.ru рассказывал директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (ИПЦиРЕМ) Илья Долматов, подобная громоздкая система как у «Российских железных дорог» признается неэффективной как таковая. Кроме того, из-за такого сосредоточения функций, у РЖД отсутствует финансовая прозрачность, возможность привлечение финансирования, для компании характерна низкая рентабельность.
Как Bigness.ru напомнил Ленар Хафизов, выручка РЖД по РСБУ (российским бухгалтерским стандартам) в первом квартале 2009 года сократилась на 11,4% до 230 млрд руб.
Кроме того, компания получила чистый убыток в 26,8 млрд руб. Согласно прогнозу, выручка РЖД по итогам 2009 года составит около 1 трлн руб, а чистый убыток - 49,7 млрд руб.