Российские министерства стали смотреть в будущее оптимистичнее, чем прежде. Более позитивными стали прогнозы даже "главного пессимиста страны" министра финансов Алексея Кудрина. А ведь именно он весной высказал грозное предупреждение, что грядет вторая волна кризиса. Сегодня и у государственных мужей, и у экономических экспертов крепнет надежда, что ее удастся избежать.
В последнее время российские министерства стали смотреть в будущее с большим оптимизмом, чем еще несколько месяцев назад.
Хотя российский бюджет в 2009 году получит доходов на треть ниже, чем в 2008 году, «дно» кризиса, как кажется, скоро уже будет пройдено. Иными словами, второй волны кризиса в правительстве уже не ждут.
Так, премьер-министр РФ Владимир Путин рассчитывает, что российская экономика начнет «набирать обороты» в течение следующего года.
Бюджеты государства на ближайшую трехлетку планируется сверстать согласно оптимистичному сценарию развития экономики страны. Минэкономразвития предлагает умеренно-оптимистичный прогноз в качестве основного для разработки федерального бюджета на 2010-2012 годы.
Согласно такому оптимистичному прогнозу рост ВВП в 2010 году составит 1%, в 2011 - 2,6%, в 2012 - 3,8. Консервативный же сценарий Минэкономразвития предполагает рост экономики в 2010 году на 0,1%, в 2011 - на 1,5%, в 2012 - на 3,2%.
Ранее Министерство финансов неоднократно заявляло о необходимости верстать бюджет-2010 исходя из консервативных оценок.
Впрочем, затем, представления о будущем стали более радужными даже у министра финансов Алексея Кудрина, которого весной даже называли «главным пессимистом страны».
Глава Минфина согласился, что рост ВВП в 2010 году составит около 1%, и бюджет на следующий год может быть сверстан из расчета такого роста ВВП.
Напомним, что прежде официальный прогноз Минэкономразвития, с которым соглашался Минфин, предполагал нулевой рост ВВП в следующем году.
Кроме того, согласно уточненному прогнозу МЭРа, промышленное производство в стране должно начать расти уже в этом году. Иными словами, «дно» кризиса скоро должно быть пройдено.
Заметим, что по данным Минэкономразвития, промышленность немного подросла уже во втором квартале (0,4% по сравнению с первым кварталом) после обвала в первом квартале (минус 8%). МЭР ожидает, что в третьем квартале рост промпроизводства составит 1%, а в четвертом - 0,8%.
Вместе с тем, еще весной россияне слышали тревожные сообщения о второй волне кризиса, которая должна была нагрянуть осенью.
Из официальных лиц такое мнение высказал тогда Алексей Кудрин. Глава Минфина заявлял, что осенью он ожидает второй волны кризиса из-за роста объема просроченных кредитов у банков. По его словам, банки в своих отчетах скрывают реальный уровень просрочки, который уже превысил 10%, говорил он, встречаясь с банкирами.
Глава АСВ так же говорил, что большой кризис неизбежно накроет российскую банковскую сферу. Впрочем, многие высокопоставленные чиновники опровергали подобные прогнозы.
Так, о том, что второй волны кризиса в банковской сфере не будет неоднократно заялял председатель Банка России Сергей Игнатьев
«Моя оценка - вероятность второй волны кризиса, в том числе в банковской сфере, крайне незначительна, я бы сказал, ничтожна», - говорил он.
По его словам, кризис может случиться только под воздействием очень сильного внешнего шока - более серьезного, чем был в сентябре-декабре 2008 года.
Такого же мнения придерживается и помощник президента России Аркадий Дворкович. «Думаю, второй волны можно избежать. Никакой предопределенности такого сценария нет», - считает Дворкович. Впрочем, помощник президента добавлял, что «никто не знает, будет ли второе дно».
С такой неопределенностью прогнозов на будущее согласен и ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов (ЦМАКП). В интервью Bigness.ru Дмитрий Белоусов подчеркнул, что «есть вероятность, что она (вторая волна - прим. ред.) будет, есть вероятность того, что ее не будет».
По словам эксперта, существует несколько зон рисков, которые могут породить новую волну. С одной стороны - это риски, связанные с финансовым положением предприятий, с другой стороны - риски банковской системы.
Что касается второй группы рисков, то с ней «ситуация проще», - подчеркнул эксперт. ПО словам Дмитрия Белоусова, в последнее время на государственном уровне был предпринят ряд мер, которые привели к началу стабилизации ситуации.
В том числе, и снижение ставки рефинансирование Центробанком. Снижение ставки российским регулятором привело к пока робкому снижению ставок по кредитам другими банками. Снижение ставок по кредитам свидетельствует о снижении оценок рисков, - пояснил эксперт Дмитрий Белоусов.
Однако положение с предприятиями хуже, чем с банками. В первом квартале предприятия России в совокупности имели убытки, напомнил наш собеседник. Ведь получать кредиты от банков было практически невозможно, и предприятия вынуждены были полностью самостоятельно финансировать оборотные средства.
«Но есть надежда что дальше эта ситуация не получила распространения, и у нас появилась возможность того, что еще одного спада производства с банкротствами компаний и банков не будет».
Если второго обвала действительно не случится, то Россия может надеяться на ограниченный спад в этом году, и на ограниченный рост в следующем, резюмировал Дмитрий Белоусов.