Визит президента России Дмитрия Медведева в Архангельскую область поможет разрешить проблемы вокруг многострадального крейсера "Адмирал Горшков". История корабля началась еще во времена Советского Союза. С распадом СССР авианосец долгое время ржавел в бездействии на Белом море. Теперь россияне ни как не могут переделать его в мини-авианосец "Всемогущий" для индийских ВМФ.
Недавний визит в Архангельскую область президента России, наверное, долго будет вспоминаться и местным чиновникам, и простым жителям. Точнее, «простым» будет вспоминаться, а вот чиновникам и директорам - икаться...
Побывавший впервые в качестве главы государства в «деревянном» Архангельске и «стратегическом» Северодвинске Дмитрий Медведев дал понять всем, что «потемкинские деревни» для него строить бессмысленно. Разговор шел предметный, с деталями и фактами. В частности, о ремонте и модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для Индии.
Северодвинская верфь «Севмаш» уже несколько лет делает из бывшего советского «Адмирала» индийский мини-авианосец «Викрамадитья», что в переводе значит «Всемогущий».
Напомним, что исполнение индийского заказа было перенесено с 2008 на 2012 год из-за неточной оценки стоимости производства. Первоначально контракт был оценен в $620 млн, затем, после второй переоценки, Индия должна была заплатить $1,5 млрд с учетом поставки для авианосца 16 палубных истребителей МиГ-29К. А теперь проект уже тянет на $2,5 млрд. Огромный корабль притащили в Северодвинск, как поговаривают моряки, «за ноздрю» (то есть на буксире) из Североморска, главной базы Северного флота в конце 90-х.
Авианесущий крейсер там откровенно ржавел. Два однотипных корабля с Тихоокеанского флота почти за бесценок продали корейцам и китайцам еще в 1994 году на металлолом. (Кстати, по той продаже было несколько уголовных дел - «полетели» погоны с нескольких адмиралов. Ушлые китайцы быстренько превратили один из тихоокеанских мини-авианосцев в развлекательный комплекс и до сих пор «стригут» с него юани).
А вот что делать с «северным» авианесущим крейсером, переименованным после распада СССР из «Баку» в «Адмирала Горшкова», никто не знал. И тогдашний гендиректор Севмаша, Герой России Давид Пашаев настоял на буксировке крейсера в Северодвинск, как говорят, по одной причине: заводу в те трудные годы как воздух нужна была любая загрузка. Крейсер перегнали на Белое море, так сказать, на всякий случай - жалко, если совсем заржавеет, а так, может, на что и сгодится...
То есть изначально вряд ли кто подозревал, что «Адмирал» станет «Викрамадитьей».
Индийская тема возникла вокруг «Горшкова» в самом начале нового века. В 2003 году удалось-таки договориться об удивительном контракте - крейсер передается Индии бесплатно, а она, в свою очередь, заказывает у России ремонт и модернизацию его в авианосец.
Но... как раз перед заключением индийского контракта Севмаш возглавил новый генеральный директор, Владимир Пастухов. «Железный» Давид Пашаев ушел с поста по состоянию здоровья. Это имя северодвинские корабелы вспоминают до сих пор - авторитет его остается очень высоким. Как раз при Пастухове в основном и велась оценка стоимости индийского контракта. И здесь были допущены серьезные ошибки. Не учитывалось многое: стоимость электронной начинки, которую делать негде (СССР и союзная кооперация в оборонке развалилась), длина взлетной палубы под МиГи должна быть больше, и так далее.
Короче говоря, стоимость контракта оказалась явно занижена. Может быть, именно поэтому индусы с радостью его и подписали. И теперь продолжают за это «расплачиваться».
Кстати, общее состояние крейсера и перспективы превращения его в авианосец настолько радовали российских адмиралов, что буквально в минувшем году уже прозвучало предложение... оставить его в России. Мол, такое и самим надо. До последних дней эта тема как бы висела в воздухе.
Откажись Индия от «Викрамадитьи», и у российского ВМФ появился бы первый корабль такого класса. Деньги, думается, нашлись бы в этом случае, даже несмотря на кризис. Однако именно во время недавнего визита в Северодвинск эти адмиральские замыслы достаточно жестко пресек президент.
«Проект для Индии - завершить в срок!». Категоричные слова Дмитрия Медведева звучат, как военный приказ...
Помнится, нынешний гендиректор Севмаша Николай Калистратов объяснял президенту у борта «Горшкова-Викрамадитьи», что в оценке не только завод промахнулся, но и «индийские друзья химичат: заказывали сначала «Жигули», а теперь хотят «Мерседес».
Сейчас, после визита Дмитрия Медведева, сомнений не осталось: «Викрамадитью» обратно в «Горшкова» не переименуют, недорогие «Жигули» для российского флота строить не придется (доделка корабля для российского флота обошлась бы дешевле). Придется выполнять обязательства и делать для индусов дорогой «Мерседес».