В последнее время о кризисе в автопромышленности говорят много. Прежде всего, его связывают с падением продаж из-за падения спроса. Вместе с тем, в экспертном сообществе уже звучат мнения, что проблемы автомобильной отрасли глубже, и имеют совсем иную природу. Автомобили в ближайшем будущем будут вытеснены аэромобилями, заявил в интервью Bigness.ru эксперт отрасли Николай Бабешко.
О том, что проблемы автопромышленности носят системный характер в интервью Bigness.ru рассказал эксперт компании «Перспективные транспортные системы» Николай Бабешко. Такую необычную точку зрения он обосновывает двумя глубинными причинами. Во-первых, кризисом развития самого автомобиля «как плода инженерной и конструкторской мысли», -как он сам отмечает. А во-вторых, кризисом системы автомобильного транспорта в целом.
Первая составляющая, по мнению эксперта, связана со следующим противоречием: развитие мощностей автомобилей требует совершенствования дорог. Однако в какой-то момент «уже никакое совершенствование дорог не даст автомобилю возможности и дальше реализовывать свои растущие скоростные способности», - уверен наш собеседник.
Крайним следствием этого противоречия является рост автомобильных аварий. Николай Бабешко не преминул напомнить, что на автодорогах России за год гибнет более 40 тыс. человек.
Вторым фактором, который загоняет автомобильную отрасль в тупик, является ограниченность земной поверхности. Именно это, по мнению специалиста, приводит к огромным пробкам на дорогах.
По данным Texas Transportation Institute (США), пробки стоят экономике США $78 млрд ежегодно, напомнил Николай Бабешко. Япония из-за пробок теряет около 2% от ВВП (около $85 млрд) в год.
Странам Евросоюза заторы на дорогах тоже обходятся в немалую сумму, от 1 до 3% национального дохода. В России же, только московский регион теряет из-за пробок ежегодно около 450 млрд руб.
Кроме того, специалисты Texas Transportation Institute, выяснили, что автомобильное движение всего Северо-востока США, примерно, к 2015 году неизбежно будет парализовано, остановившись в одной глобальной «пробке».
Финансовые затраты на дорожное строительство уже не в состоянии предотвратить транспортный коллапс, считает наш собеседник.
Общая длина сегодняшних автодорог в мире составляет свыше 10 млн км, напомнил он. «При этом они уже отняли у человечества больше 50 млн га земли», - подчеркнул Николай Бабешко.
Создание дорогостоящих, пространственных (многоуровневых) автодорожных структур также не решит сути автомобильной проблемы.
Выход из ситуации эксперт видит в так называемых «летающих автомобилях» (или «аэромобилях»). По приблизительным оценкам, пропускная способность будущей (пространственной) системы аэромобильного транспорта будет выше, чем у нынешней (поверхностной) системы автомобильного транспорта минимум на три порядка (то есть примерно в 1 тыс. раз).
Этому будет способствовать такие особенности аэромобильного транспорта, как: значительная скорость передвижения (до 700 и более км в час); многоуровневое движения по высотам (эшелонам); высоты полёта - до нескольких тысяч метров; возможность мгновенных и беззатратных изменений конфигураций и схем «небесных дорог».
Кажется, что речь идет о сюжете фантастического романа. Вместе с тем, разработки аэромобилей уже активно ведутся. Некоторые мировые автопроизводители обратили сегодня пристальное внимание на авиастроение, подчеркнул Николай Бабаешко. Среди них, например, японские компании Toyota, Honda, Mitsubishi, которые осваивают авиационные технологии, занимаются разработкой, созданием и производством собственных лёгких самолётов.
Десятков конструкторских групп и лабораторий разных стран (США, Канады, Израиля, Англии, Голландии, Японии, Индии и др.) интенсивно занялись разработками «летающих автомобилей».
Как известно, Национальное агентство по аэронавтике (НАСА) даже объявило в США конкурс на лучший проект «летающего автомобиля». Его специалисты оценивают объём будущего рынка аэромобилей, лишь в США в $1 трлн в год. Соответственно, объём мирового рынка «летающих авто» составит около $4-5 трлн в год. Напомним, что максимальный объём нынешнего мирового рынка автомобилей не достигал уровня и $1.5 трлн в год.
По прогнозам, представленным на 5-м международном научно-техническом симпозиуме «Авиационные технологии 21-го века», проходившем в 1999 году в ЦАГИ, аэромобили в 2015 году будут составлять около 0.1% всех личных транспортных средств, а к 2050 году их число может достигнуть уже 25%.
России, по словам эксперта Николая Бабешко стоит активнее подключаться к разработке «летающих автомобилей». По его словам, у нашей страны «есть сегодня возможность оперативно обозначить и "застолбить" свои, уже наработанные конструкторские приоритеты в создании "небесных авто" и развить дальнейший успех в этом направлении».
Для этого автопрому нужно использовать заделы российских разработок, максимально быстро профинансировав, как их завершение, так и создание затем первой очереди их промышленного производства.