Россияне стали покупать меньше мобильных телефонов. В первом полугодии 2009-го рынок "трубок" сжался на 36% до уровня 2004 года. "Сотовый ритейл сегодня переживает полосу неудач", - заметил в интервью Bigness.ru ведущий аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов. Ведь платежеспособный спрос населения под ударами кризиса снизился, а цены на "мобильники" из-за девальвации рубля выросли.
В первом полугодии 2009 года розничные продажи мобильных телефонов сократились на 36% по сравнению с первым полугодием 2008 года. За январь-июнь 2009 года продано всего 10.49 млн штук. Такие данные приводит в своем исследовании рынка самый крупный сотовый ритейлер России - «Евросеть».
Рынок «мобильников» обвалился и в денежном выражении - на 35.1% - до 56.048 млрд руб., передает Интерфакс.
Пик падения рынка пришел на апрель, а в целом второй квартал оказался хуже первого. В первом квартале поштучное сокращение продаж составило 29%, а во втором - уже 42.2%. С января по март продано 5.46 млн телефонов на сумму 30.139 млрд руб.; с марта по июнь - 5.03 млн трубок на 28.716 млрд руб.(снижение на 34.2%).
Таким образом, рынок отброшен почти на шесть лет назад, так как объем продаж мобильных телефонов в начале 2009 года оказался меньше, чем в первом полугодии 2004 года.
Вместе с тем, предпочтения россиян практически не изменились. По-прежнему самым востребованным брендом остается Nokia (38.8% покупателей), на втором месте - Samsung (29.6%), затем следует Sony Ericsson (13.5%), LG (6.5%), Philips (2.7%), Fly (2.5%), Motorola (2.1%), Alcatel (1.1%). Доля первых двух чуть выросла за счет уменьшения количества покупателей Motorola, Philips и Alcatel.
А ведь российский рынок сотовой связи активно рос в течение последних нескольких лет: увеличивались как объемы продаж телефонов, так и количество новых подключений. Из-за кризиса россияне стали меньше интересоваться сотовой связью: сказались и сокращения зарплат, и увольнения, и необходимость экономить.
Причем, продажи мобильников сокращаются не только в России, но и по всему миру. По данным исследовательской компании Strategy Analytic, в первом квартале сокращение продаж составило 13%.
Однако еще в апреле Владимир Богданов, бывший вице-президент «Евросети» по маркетингу (2002-2007 годы), а ныне преподаватель программы «МВА-маркетинг» Академии народного хозяйства, рассказывал, что впервые за последние 5 лет продажи мобильных телефонов оказались менее $1 млрд, а рынок мобильников откатился на уровень 2004 года. С тех пор ситуация только ухудшилась.
Весной Богданов прогнозировал рост продаж во втором квартале, но падение продолжилось. Прогноз Богданова по продажам мобильных телефонов в российской рознице на 2009 год - 26 млн штук (в 2008 году было продано 36.3 млн, падение на 28%).
Новый президент «Евросети» Александр Малис утверждал, что рынок трубок напрямую зависит от цены на нефть, так что ждал улучшения ситуации. Однако нефть во втором квартале росла, а продажи «мобильников» продолжали снижаться. Малис прогнозировал, что продажи сотовых телефонов в России упадут, но этот показатель в 2009 году не превысит 15-35%.
Вместе с тем, данные статистики не утешительны. Как в интервью Bigness.ru заметил ведущий аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Илья Федотов, сотовый ритейл сегодня «переживает полосу неудач». Кризис привел к снижению платежеспособного спроса на мобильные телефоны, кроме того, возможности кредитования у компаний сузились, а ставки по кредитам выросли.
Не на руку ритейлерам сыграла и девальвация рубля в начале года. Падение курса российской валюты к доллару и евро привело к росту цен на «трубки» (ведь мобильные телефоны в Россию в основном импортируются).
Помимо этого, Федеральная таможенная служба (ФТС) России изменила порядок таможенного оформления аппаратов сотовой связи, что увеличивает сроки «растаможки». Ведь новая инструкция обязывает таможенников досматривать весь груз, каждую коробку с изделием, проверяя его на все заявленные технические характеристики. Кроме того, сверяются модели батарей, встроенных карт памяти, IMEI-номера трубок и так далее. До июня 2009 года проверки были выборочными.
В итоге поставщики и получатели телефонов стали жаловаться, что на таможенных постах скопились сотни тысяч аппаратов.
Посему, позитива в отрасли сотового ритейла не предвидится, уверен Илья Федотов. На снижение продаж «мобильников» влияют еще несколько факторов. Во-первых, рынок сотовых телефонов в России уже достиг некоторого насыщения.
В предыдущие годы бурный рост продаж «трубок» во многом обеспечивался появлением новых абонентов сотовой связи. Сейчас «мобилинизация» России уже близиться к завершению. Поэтому мобильные телефоны стали замещаемым товаром, пояснил Илья Федотов из «Велес Капитал».
По выходу из кризиса может измениться и покупательская психология россиян. Как заметил аналитик ИК «Велес-капитал», в благополучные докризисные годы значительный процент людей приобретал новые «мобильники» не реже, чем раз в полгода просто с целью «быть модным», - напомнил наш собеседник. После кризиса, возможно, большинство покупателей будет приобретать товары исходя из требований функциональности, заметил Илья Федотов.