Госдума разрешила брать ипотеку на покупку нежилых помещений. Такое решение должно помочь малому и среднему бизнесу в получении кредитов. Однако окажет ли нововведение реальную поддержку некрупному бизнесу? «Не уверен, что схемы будут прозрачными и доступными для малых предприятий», - сказал Bigness.ru Алексей Шестоперов, руководитель направления «Малое предпринимательство» НИСИПП.
Госдума разрешила брать ипотечные кредиты на покупку нежилых помещений. Вчера думцы в третьем, окончательном, чтении приняли поправки в закон «Об ипотеке». Поправки разрешают получать кредиты под залог нежилых помещений. Тогда как в настоящее время ипотека действует только в отношении жилых домов и квартир.
Новый документ «призван расширить спектр возможностей для представителей малого и среднего бизнеса», - цитирует Итар-ТАСС пояснительную записку к закону.
Первый замглавы Думского комитета Дмитрий Саблин также заявил, что реализация поправок «позволяет расширить возможности для предпринимателей получить кредиты под залог недвижимости, что особенно актуально в нынешних кризисных условиях».
Заметим, что законопроект был внесен в Госдуму заксобранием Санкт-Петербурга после того, как программа кредитования малого бизнеса в Петербурге потерпела неудачу.
Дело в том, что Федеральная регистрационная служба в Санкт-Петербурге отказывалась регистрировать право собственности на проданные помещения с их одновременной передачей в залог банкам, кредитовавшим сделки (а именно так действует ипотека на жилье).
Теперь базовый закон об ипотеке дополняется нормой, согласно которой здание или сооружение с земельными участками, на которых они расположены, нежилое помещение, приобретенное с использованием кредитных средств банка либо средств целевого займа, считаются находящимися в залоге с момента госрегистрации права собственности заемщика на них.
Как считают авторы проекта, возможность принимать в залог нежилые помещения будет гарантировать интересы банков с тем, чтобы они могли предоставлять кредиты малому и среднему бизнесу под покупку недвижимости.
Прежде главной преградой для получения кредита как раз и являлось отсутствие условия, что помещение, приобретенное в кредит, автоматически становится банковским залогом.
Поэтому покупателю нежилой недвижимости приходилось изыскивать средства на покупку помещения, оформлять его в собственность, и только потом получать кредит у банка.
В общем, благие намерения законодателей очевидны. Однако окажет ли реальную поддержку малому и среднему бизнесу нововведение? «Не уверен, что схемы будут прозрачными и доступными для малых предприятий», - высказал свое мнении в интервью Bigness.ru Алексей Шестоперов, руководитель направления «Малое предпринимательство» Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
По словам эксперта, нет уверенности в том, что новый механизм тщательно продуман и будет эффективным. «Если мы будем говорить об опыте ипотеки для граждан, то это явление до сих пор не получило широкого распространения». А. Шестоперов из НИСИПП высказал сомнения, что «нежилая ипотека» окажется популярнее своей «старшей сестры».
Вполне вероятно, что компаниям будет «намного проще договариваться с муниципальным властями, и брать помещение в льготную аренду», - предположил наш собеседник из Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Впрочем, последняя мера поддержки малого бизнеса также весьма не совершенна. В частности сама процедура предоставления права арендовать городское имущество по льготным расценкам остается крайне коррумпированной. Ведь возможность распоряжаться государственным имуществом неизбежно создает большой соблазн для злоупотреблений.
Еще одним фактором, который заставляет руководителя направления «Малое предпринимательство» НИСИПП сомневаться в эффективности «нежилой ипотеки», являются сроки реального запуска механизма.
По словам А. Шестоперова, скорость реализации уже заявленных мер по поддержке малого бизнеса крайне низкая.
Например, только недавно были озвучены сроки действия льготы по упрощенному налогообложению для «малышей». Однако премьер-министр Владимир Путин обещал налоговые послабления небольшим предприятиям еще как «яичко к Христову дню».
Вместе с тем, решение по «упрощенке» назревало еще с момента принятия нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства (действует с 2008 года), напомнил А. Шестоперов из НИСИПП.
Долгая реализация мер поддержки малым предприятиям может привести к тому, что они не окажет собственно антикризисного воздействия (ведь дно кризиса, как считают большинство экспертов, придется на текущий год).