В России становится все больше «бизнес-ангелов» - частных инвесторов, готовых вкладывать серьезные деньги в интересные идеи. Эти инвесторы объединяются в федеральную ассоциацию, но о государственной поддержке речь пока не идет. Вместе с тем, бизнес-ангелам законодательная поддержка нужна, рассказал Bigness.ru предправления Национального содружества бизнес-ангелов А. Каширин.
Сегодня в России много говорят о развитии венчурных фондов (инвесткомпаний, работающих исключительно с инновационными, а соответственно и с высокорискованными предприятиями и проектами).
О таком специфическом сегменте венчурных инвестиций, как инвестиции «бизнес-ангелов» пока говориться не много. Сегодня стало известно, что планируется создание федеральной ассоциации бизнес-ангелов. Такой проект разрабатывает Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ). Презентация проекта по созданию ассоциации будет представлена в сентябре этого года на Российской венчурной ярмарке в Москве, передает Прайм-ТАСС слова исполнительного директора РАВИ Альбина Никконен.
Бизнес-ангелами называют инвесторов (как физических, так и юридических лиц), которые вкладывают в инновационные проекты собственные средства. Обычные венчурные фонды традиционно привлекают средства третьих лиц.
Особенностью «ангельского» инвестирования является вложение средств на самых ранних стадия развития проекта. Так называемой - «посевной» (seed) и «начальной» (start-up).
Бизнес-ангелы, как правило, выступают первыми профессиональными инвесторами для новаторских проектов. Венчурные фонды перекупают успешные проекты уже позднее. И только затем в дело вступают фонды прямых инвестиций.
Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона долларов.
«Путевку жизнь» от бизнес-ангелов уже получили такие крупные компании, как Intel, Yahoo, Amazon, Google, Fairchild Semiconductors.
Однако для России такой механизм все еще остается достаточно новым.
Как в интервью Bigness.ru рассказал председатель правления Национального содружества бизнес-ангелов (СБАР) Александр Каширин, «рынок только начал формироваться, и процесс это не быстрый». А поскольку инструмент новый, он требует и новых навыков, новой квалификации, которых сейчас нет, пояснил наш собеседник.
Напомним, что бизнес-ангелы используют принципиально новый механизм инвестирования. Такие инвесторы предоставляют средства проектам на длительный (3-7 лет) срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании.
Вместе с тем, в настоящее время в России уже существует несколько региональных сетей бизнес-ангелов. Наиболее опытной является, например, нижегородская сеть, рассказал А. Каширин.
Сама организация СБАР работает два с половиной года, рассказал предправления Содружества. «Сейчас наладили работу с проектами: их представление инвесторам и доведение до уровня инвестиционной привлекательности», - рассказал А. Каширин.
В прошлом году СБАР проинвестировал 7 проектов. Средний объем финансирования составил $300 тыс. Новаторские проекты, по словам предправления СБАР, были заявлены в различных отраслях: в IT, механике, машиностроении и др.
На наш вопрос, о целесообразности создания новой федеральной организации для бизнес-ангелов, А. Каширин заметил, что «весь вопрос в том, каковы цели и задач новой организации». Важно, чтобы они были четко определены, подчеркнул наш собеседник.
Вместе с тем, как заметил наш собеседник, кризис не отразился на институте ангельского инвестирования негативно. Финансовые бури заставили традиционных инвесторов искать новые инвестиционные ниши. «Ангельское» инвестирование рассматривается именно как ниша. Поэтому, «у нас есть некоторые инвесторы, которые пришли к нам в связи с кризисом». По словам А. Каширина, чаще всего бизнес-ангелами в России становятся «владельцы уже существующих бизнесов, либо топ менеджеры, либо сами корпорации».
Что касается перспектив развития института бизнес-ангелов в России в целом, то они во многом будут зависеть от поддержки государства. Ведь в настоящее время статус бизнес-ангелов законодательно не определен. С одной стороны, инвесторы-ангелы не подвергаются регулированию, но с другой стороны, не получают поддержки и защиты государства.
В Европе же, заметил А. Каширин, государства стремятся всячески поощрять приход инвесторов именно в этот сегмент.