Сегодня вновь остановили конвейеры российские заводы Ford и General Motors. «Ситуация патовая - у компаний нет оборотных средств из-за колоссального падения спроса на автомобили», сказал Bigness.ru аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. Это тормозит процесс локализации производства в России, что, в свою очередь, ставит выполнение соглашения c российскими властями под угрозу срыва.
Автомобилестроительная промышленность в России, как и во всем мире, переживает непростые времена. Колоссальное падение спроса на автомобили из-за снижения доходов населения, а также из-за удорожания автокредитов, ставит под угрозу планы развития предприятий по промышленной сборке автомобилей иностранных брендов.
До кризиса этот сегмент очень активно развивался. Одним из первенцев был завод Ford Motors Co во Всеволжске, в Таганроге и Ижевске собирались корейские автомобили Hyundai, Kia, SsangYang, построили свои заводы Toyota, Volkswagen, Nissan.
Однако в период экономического спада в стране многим из них пришлось сворачивать объемы производства. Сегодня стало известно, что до осени приостанавливает работу своего завода в Санкт-Петербурга автоконцерн General Motors. Причем завод проработал лишь два дня с момента планового трехнедельного простоя.
Как следует из официального заявления компании, рабочим в период вынужденного простоя будет выплачиваться две трети заработной платы. GM заверяет, что массового сокращения персонала не будет, работники уйдут в вынужденный простой с сохранением рабочих мест. Напомним, завод, открывшийся в Петербурге в ноябре 2008 года, производит кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara (оба - на единой платформе). С начала 2009 года предприятие работает по сокращенному графику (по четыре дня в неделю).
На шесть рабочих дней остановлено производство на всеволожском заводе Ford. С учетом четырехдневного графика рабочей неделе, введенного на предприятии в прошлом месяце, завод возобновит производство 13 июля. После этого завод вновь откроется, но лишь для того, чтобы поработать четыре дня до ухода в ежегодный корпоративный летний отпуск с 20 июля по 9 августа. Отметим, российский завод Ford уже останавливался с 25 мая по 5 июня.
По словам директора по связям с общественностью Ford Russia Екатерины Кулиненко, Ford адаптирует свои производственные мощности к снижающемуся спросу на российском рынке. В целом производство за пять первых месяцев 2009 года на предприятии снизилось на 25,1%. Завод производит легковые автомобили Ford Focus и Ford Mondeo.
Производство иномарок в России сократилось весьма существенно. «Если в прошлом году была сборка 611 тысяч, то сейчас за 5 месяцев собрано примерно 150 тысяч», - сказал Bigness.ru заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Все они либо остановили конвейеры, либо работают в неполную смену, подтвердил аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. «По большому счету, ситуация патовая, - сказал он в интервью Bigness.ru. - У компаний нет оборотных средств из-за колоссального падения спроса на автомобили». В итоге возникают разного рода проблемы, в частности, одна крупная компания, собирающая в России корейские автомобили, не может выкупить автокомплектующие, которые застряли на таможне.
По мнению опрошенных нами экспертов, это затормаживает процесс локализации производства в России и вообще ставит под угрозу срыва договоренности с российским правительством об установлении режима промсборки.
Напомним, постановлением правительства от 2006 года производители автокомпонентов имеют право с минимальной пошлиной (от 0% до 3% вместо 5-20%) ввозить комплектующие для сборки узлов и агрегатов автомобилей. Основным условием была локализация производства деталей на уровне 30% через три с половиной года с момента подписания соглашения.
«Процесс локализации будет заторможен. Новых поставщиков отпугивают проблемы российского рынка», - говорит Михаил Пак. «В кризис все сокращают затраты, в часитнтси притормаживают затраты на перспективные проекты», - соглашается Сергей Удалов.
В отсутствии объемов продаж производители автокомпонентов неохотно идут в Россию, отмечает он.
Это идет в разрез с планами работающих в России автопроизводителей. «Те предприятия, которые здесь работают, заинтересованы в увеличении в локализации, чтобы снизить зависимость от импорта запчастей (и, соответственно, снизить зависимость от перепада валютных курсов - прим. ред.)», - говорит аналитик ИФК «Метрополь».