Газпром хочет участвовать в дележе иракского пирога. В консорциуме с индийской ONGC и турецкой Turkish Petroleum, Газпром участвует в тендере на разработку нефтяного месторождения Зубейр. Закрепиться в этом регионе россиянам выгодно, так как в Ираке себестоимость добычи в разы ниже, чем на новых месторождениях в России, рассказал Bigness.ru аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин.
30 июня останется важным днем для истории Ирака. И не только потому, что американские военные покидают страну, спустя шесть лет с момента вторжения.
В этот день иракские власти начали продажу концессий на разработку нефтяных месторождений.
Разрабатывать крупнейшее нефтяное месторождение в стране - «Румайла» - будет консорциум британской BP и китайской CNPC. Заявки на его разработку подавал с десяток других крупных нефтяных компаний, в том числе и российский Лукойл. Так заявило Министерство нефтяной промышленности Ирака. Это - первая продажа концессий в Ираке со времени международной интервенции в 2003 году. Таким образом, британский частный нефтяной бизнес возвращается в Ирак спустя 37 лет после того, как он был изгнан из этой страны.
По оценкам специалистов, Румайла содержит около 18 млрд баррелей нефти высочайшего качества. Тем не менее, сохраняются определенные сомнения в том, сможет ли BP в ближайшие месяцы приступить к добыче нефти, так как парламент Ирака требует проведения специального голосования по вопросу о допуске иностранных компаний в национальный нефтяной сектор. Ряд депутатов утверждает, что иракское правительство нарушило процедуру международного конкурса, и не подвело под работу западных нефтяных компаний соответствующую законодательную базу.
Всего на нынешний международный конкурс иракским правительством выставлено восемь месторождений: шесть нефтяных и два газовых с общими запасами в 43 млрд баррелей нефти. В окончательный список претендентов включены 32 компании. Лицензии на разработку выдаются сроком на 20 лет.
Продажа контрактов транслируется по иракскому телевидению в прямом эфире. Изначально она планировалась на понедельник, но была отложена из-за песчаной бури в Багдаде.
«Наша главная цель - в ближайшие пять лет увеличить добычу нефти с 2.4 млн баррелей до более 4 млн баррелей в день», - заявил иракский министр нефти Хусейн Шахристани.
Заметим, что по объему разведанных запасов нефти Ирак занимает третье место в мире. Специалисты полагают, что в недрах страны залегают 115 млрд баррелей нефти.
Сегодня также стало известно, что второй российской компанией, решившей поучаствовать в дележе «иракского пирога», стал Газпром.
Российский газовый монополист, объединив усилия с индийской ONGC и турецкой Turkish Petroleum Corp., подал заявку на разработку нефтяного месторождения Зубейр. Запасы этого месторождения гораздо скромнее Румайла - они оцениваются всего в 4 млрд баррелей. Но определенный ажиотаж присутствует и здесь.
Помимо россиян с индийцами, на его разработку претендуют еще три консорциума. Первый объединил BP и CNPC, которые уже празднуют первую победу. Во второй, возглавляемый итальянской ENI, входят китайская Sinopec, американская Occidental, а также Korean Gas. В третью группу во главе с американской Exxon Mobil вошли англо-голландская Royal Dutch Shell и малайзийская Petronas.
Впрочем, шансы на успех у Газпрома есть, считает аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин. По его словам, победа в тендере действительно зачастую определяется не только по экономическим, но и политическим параметрам. При этом позиции Газпрома достаточно сильны как в финансовом плане, так и политическом, заметил М. Занозин.
Что касается перспектив присутствия в Ираке вообще, то, с одной стороны, регион относительно нестабилен. Не смотря на наличие крупных месторождений, для компаний-инвесторов сохраняются высокие риски, отметил аналитик ФК «Уралсиб».
Однако в долгосрочной перспективе действия Газпрома выглядят оправданными, подчеркнул М. Занозин. Закрепиться в этом регионе выгодно, так как в Ираке «себестоимость добычи в разы ниже, чем в России на новых месторождениях», - пояснил наш собеседник. Соответственно, и рентабельность гораздо выше.
Не стоит забывать, что стратегия развития нефтяного бизнеса Газпрома (а именно, его «дочки» - «Газпром нефть») предполагает увеличение объема добычи нефти к 2020 году до 90-100 млн т в год. А для ее реализации компании придется практически удваивать текущую добычу нефти (консолидированная добыча «Газпром нефти» в 2008 году составила 46.3 млн т). Очевидно, что Газпрому не обойтись без приобретений за рубежом.