«Самые современные исследовательские технологии», «Экспертная оценка», «Уникальные решения» - все это обещает своим потенциальным клиентам исследовательская компания TNS, предоставляющая маркетинговую информацию. Однако можно ли говорить о профессиональности этой компании-монополиста, от услуг которой отказываются все большее и большее число крупных медиа-холдингов? Судя по всему, уже нет.
Компания TNS, предоставляющая данные по динамике и структуре аудитории, а также целевым группам, как известно, работает уже не первый год. Причем компания себя позиционирует, как «ведущая компания в сфере мониторинга СМИ» и даже «признанный лидер в области медиа-измерений».
Действительно, без исследования аудитории любому владельцу (главреду) масс-медиа довольно сложно самостоятельно выработать стратегию по программированию контента и, в конечном итоге, по позиционированию СМИ. Поэтому владельцы СМИ, заинтересованные в увеличении аудитории и, естественно, в притоке рекламодателей, платят немалые деньги за подобного рода исследования. Однако можно ли слепо доверять подобного рода исследованиям и платить крупные суммы за мониторинг монополисту на рынке подобного рода услуг - компании TNS?
К примеру, руководство «Первого канала», отказавшееся от исследования своей аудитории этой компанией, так не считает. «Мы не станем разубеждать рекламодателя в его заблуждениях. Хотя многие рекламодатели знают, что «Гэллап» - это как минимум некорректно, - недавно отметил в интервью «КП» глава «Первого канала» Константин Эрнст. - Тут действует что-то вроде Сухаревской конвенции: все в курсе... но договорились, что должна быть какая-то единая шкала. Но пройдет совсем немного времени, и на телевизионном факультете МГУ обязательно защитят диссертацию на тему «Исследование разрушительного влияния TNS Гэллап Медиа на развитие российского телевидения с 1997 по 201... год».
Напомним, в прошлом году «Первый канал» обвинил TNS Gallup Media в недостоверных рейтингах. Поводом стали рейтинги только что закончившегося приключенческого сериала «Апостол». Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст заявил журналистам, что считает недостоверными данные рейтингов этого сериала.
Стоит отметить, что между «Первым каналом» и TNS Gallup Media последние лет пять нет контракта о сотрудничестве. В основном претензии предъявлялись к системе измерений TNS Gallup Media. «Я многие годы вынужден скептически относиться к измерениям TNS Gallup Media. Эту систему мы не признаем как базу для программирования, потому что считаем, что ее данные не соответствуют действительности, - заявил «Коммерсанту» тот же Константин Эрнст. - Знаете, это как летчик, который на большом современном лайнере летает по приборам, вдруг глазами понимает, что альтиметр показывает ему 5000 м, а на самом деле фюзеляж уже чиркает по кронам деревьев».
«Я призываю своих коллег задуматься над тем, насколько объективными данными пользуется рынок. От аудитории нужен реальный ответ на то, что мы показываем. Я уверен, что данные TNS Gallup Media достоверным анализом того, каковы предпочтения современной российской телевизионной аудитории, не являются», - констатировал Эрнст.
Стоит отметить, что немало претензий к TNS по качеству замеров целевой аудитории и рейтингов накопилось и у других не менее влиятельных российских компаний. Среди них, к примеру, и такой известный медиа-ходинг, как «РБК». Напомним, сомнения в достоверности данных исследовательской компании сотрудники РБК высказывали еще в 2006 году.
Действительно, можно ли говорить о развитии отрасли по замерам, осуществляемым TNS на основании опросов всего лишь 5000 человек, причем из них по две тысячи живут в Москве и Санкт-Петербурге? По мнению специалистов, с очень большой натяжкой.
К примеру, свидетельствовать о притянутости за уши «экспертных» данных TNS вполне может тот факт, что аудитория одних и тех же крупных Интернет-порталов от обзора к обзору меняется довольно радикально. К примеру, на днях очередной подобный скандал разразился в профессиональной журналистской конференции на популярной блог-площадке Livejournal. «Если исследования TNS Gallup Media из года в год показывают структуру аудитории проекта по роду занятий в 30 процентов руководителей, 40 процентов специалистов и 9 процентов рабочих, а затем резко меняют данные на подавляющее большинство «рабочих» и «неработающих»... что бы это значило?», - интересуется пользователь. И получает вполне закономерные ответы: «Обычная история», «А что вы хотите, у Gallup тоже кризис», «э-э дружок это жулики. а вы у них еще про доверительный интервал поинтересуйтесь».
Припоминают пользователи и скандальную историю с названием компании: «Они кстати давно не Gallup», - пишут участники конференции, вспоминая, что еще в 2003 году американская The Gallup Organization (Org.) заявила о незаконности использования имени Gallup на территорию России. И действительно, недавно Федеральный арбитражный суд Московского округа признал, что имя Gallup в России используется незаконно. «Зато в новостях они везде по-прежнему исключительно TNS Gallup Media», - констатируют пользователи.