International Energy Agency опять снизило свой прогноз по спросу на нефть. Тем не менее, потребление «черного золота» будет расти. А значит, вырастет и цена нефти. Однако не стоит слишком полагаться на западную аналитику. Ведь целью прогноза во многих случаях является формирование «нужного ощущения на рынке», - рассказал Bigness.ru аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров.
Международное энергетическое агентство или МЭА (International Energy Agency - IEA) прогнозирует снижение потребления нефти в 2009 году на 3% на фоне мировой экономической рецессии.
Вместе с тем, мировой спрос на нефть с 2008 по 2014 годы в среднем будет расти на 0.6% в год.
Этот прогноз значительно ниже предыдущего прогноза Агентства, опубликованного в июле прошлого года, когда цены на нефть «зашкаливали» за $140 за баррель.
Тогда МЭА предполагало ежегодный рост спроса на 1.6% между 2007 и 2013 годами.
Нынешнее понижение прогноза объясняется, прежде всего, рецессией в мировой экономике.
Среднесуточная потребность в нефти к 2013 году, по прогнозам МЭА, составит 87,90 млн баррелей, что на 3.7%, или 3.35 млн баррелей ниже, чем декабрьский прогноз агентства.
МЭА также прогнозирует спад поставок нефти странами-членами ОПЕК и Мексикой и Россией на 400 тыс. баррелей в день в период 2008-2014 годов.
Однако не стоит этим оценкам, считают эксперты.
Как в интервью Bigness.ru заметил аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров, новый прогноз в целом содержит «позитивный настрой». Получается, что ни кризис, ни потребление альтернативных источников энергии не изменят тенденцию роста потребления нефти в целом. «Это косвенно свидетельствует о росте цены в реальном долларе», - считает аналитик.
Еще одной объективной предпосылкой для роста цены на нефть является исчерпание легкодоступных запасов. «Увеличить добычу можно, но ее себестоимость резко возрастает», поскольку придется задействовать труднодоступные месторождения, говорит наш собеседник.
Впрочем, точность прогнозов по энергетике в целом не высока, «особенно в горизонте трех-пяти лет», - отметил Д. Александров из «Файненшл Бридж». Не стоит забывать, что любой прогноз, помимо прочего, зачастую содержит спекулятивную составляющую. Целью прогноза во многих случаях является формирование «нужного ощущения на рынке», - подчеркнул аналитик.
С этим согласна доктор экономических наук, директор Нефтегазового института имени академика Л.С. Лейбензона Тамара Канделаки. По ее словам прогноз - документ, который отвечает целям и задачам той страны или группы стран, чьи интересы представляет автор прогноза.
Вместе с тем, публикация прогноза сегодня является знаковым событием для нефтяного рынка, превратившегося в «рынок ожиданий».
По словам Т. Канделаки, сегодня мировой рынок нефти зависит от информационного манипулирования всего нескольких игроков.
Одним из основных актеров информационного воздействия в глобальном масштабе как раз и является Международное энергетическое агентство, созданное в 1974 году по инициативе тогдашнего госсекретаря США Генри Киссенджера. Решения в МЭА принимаются голосованием стран членов, причем количество голосов соответствует экономическим показателям. Таким образом, у США - 30% голосов.
Вместе с тем, как заявляет Т. Канделаки, качество информации и прогнозов IEA и EIA (Energy Information Administration) «оставляет желать лучшего». Например, «предложение считается по сумме нефти и другого сырья, а спрос - по нефтепродуктам. Балансы в разрезе продуктов не ведутся, в разрезе качества (марок) - тем более. Кроме того, публикация данных по нефтяным запасам не охватывает все страны» - сетует эксперт.
По мнению директора Нефтегазового института, зависимость российского рынка от западных источников информации и прогнозов является сама по себе опасной.
Поэтому, эксперт считает важными принять срочные меры по изменению расклада сил. А именно, по отношению к прогнозам МЭА Т. Канделаки рекомендует тщательно изучать их материалы.
Для создания альтернативного источника прогнозов не помешало бы учредить Евразийское Энергетическое Агентство. Кроме того, Т. Канделаки называет важным поднятие имиджа и статуса российских консалтинговых компаний, цитирование их выводов первыми лицами государства и руководителями компаний, широкомасштабное продвижение отечественных прогностических разработок. Впрочем, главное, чтобы у руководства страны был спрос на такие исследования.