Российские власти вернулись к вопросам защиты прав абонентов сотовой связи, а точнее к услуге «переносимости номеров». Речь идет о возможности для абонента телефонной связи (в идеальной ситуации - без разницы, мобильной или фиксированной связи) сменить провайдера услуг, сохранив свой номер. Это принцип за рубежом известен давно, и называется Mobile number portability (MNP).
В ближайшее время в Татарстане Минкомсвязи может начать эксперимент по внедрению технологий, позволяющих сохранять мобильный номер при смене оператора.
Как сообщает РБК, по результатам исследований в опытной зоне и доклада Инфокоммуникационного союза по вопросам переносимости номеров в России может быть рассмотрена возможность внесения поправок, касающихся сохранения номеров, в законодательство.
Напомним, впервые идея о законодательном обеспечении для такой услуги была озвучена в 2005 году тогдашним министром связи Леонидом Рейманом в комплексе с другими новациями, нашедшими свое отражение в революционном для России законе о связи, который вступил в силу в 2006 году (самое известное нововведение этого закона - принцип «платит входящий»). Правда, пункт о переносимости номеров в закон не попал.
«Дело в том, что операторы должны были произвести капитальные вложения, а так как они не видели прямого смысла в услуге переносимости номера, то они ничего не сделали, и их никто не заставлял», - сказала в интервью Bigness.ru Ирина Семенова, аналитик инвестиционной компании «Эдванст Аналитика».
Российские сотовые операторы опасались того, что степень лояльности абонентов к сотовым компаниям после введения услуги MNP резко снизится.
«В первый период возможны какие-то перетоки абонентской базы, кто-то откажется от дублирующих номеров. Это продлится 3-4 месяца», - прогнозирует И. Семенева.
Однако, по ее мнению, операторы начнут готовиться к этому заранее, меняя свои тарифы. Правда, не столько в сторону удешевления, сколько в сторону запутывания: «У них (у сотовых операторов - прим. ред.) и так сложные тарифные линейки, которые затруднительно сравнивать абонентам», - говорит наша собеседница.
Впрочем, зарубежный опыт показывает, что ничего ужасного после введения этой нормы не происходит. Напомним, впервые услуга сохранения мобильного номера была введена в Сингапуре 1 апреля 1997 г. К сегодняшнему дню она получила распространение практически во всех развитых странах.
В Европе после принятия Европарламентом в 2003 г. директивы «О всемирных услугах», в ЕС сохранность номера за абонентом закреплена законом. Сейчас все страны-участники ЕС и вновь присоединяющиеся к Евросоюзу страны Восточной Европы обязаны обеспечить абонентам беспрепятственный переход от оператора к оператору.
За рубежом - там где введена услуга «переносимости номера» - как правило, более устойчивый и развитый рынок связи, говорит наш собеседник.
«За рубежом распространены долгосрочные контракты, в том числе привязанные к новым популярным телефонным аппаратам, настроенным на работу только с одним оператором», - приводит пример И. Семенова. Кроме того, иностранные операторы практикуют предоставление дополнительных услуг своим абонентам, не ограниченных только связью. Например, оператор может предоставлять своим абонентам скидки на некие другие товары и услуги.
Таким образом, перед российскими сотовыми операторами откроется путь к здоровой конкуренции за лояльность абонентов: предоставлять более широкий спектр услуг, внедрять больше различных программ по удержанию клиентов. Основная цель будет в том, чтобы абонент не захотел уйти.
Не исключено, что принцип «переносимости номера» будет распространен и на абонентов фиксированной связи. Во всяком случае, за рубежом обычно так и бывает. Косвенным подтверждением того, что эту идею собираются воплотить и в России, может служить выбор региона для пилотной отработки новой услуги.
Ведь Татарстан славится современной сетью телефонной связи, полностью (как минимум, в столице республики - Казани) переведенной на цифровой формат.
Для того, чтобы эта услуга заработала и в России, нужно соглашение между операторами. Необходима четкая бизнес-модель, которая должна регулировать, как операторы между собой будут выстраивать отношения в том случае, если их абонент захочет перейти к другому оператору
Но, с другой стороны, «переносимость номера» несет и определенные неудобства для абонентов. В ряде тарифных планов сотовых компаний существуют скидки на исходящие звонки внутри сети. В случае смены оператора, если у абонента останется прежний номер, звонящие ему люди могут не догадаться, что их звонок поступает уже другому оператору, на которого скидки не распространяются.