Московскими чиновниками озвучено неожиданное предложение: объединить столичный метрополитен и наземный транспорт в одну мегакорпорацию. Это предложение сразу встретило острую критику, но, тем не менее, в нем есть рациональное зерно. Согласованная работа «подземки» и наземного транспорта дала бы хороший эффект, сказал Bigness.ru директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый.
ГУП «Московский Метрополитен» и ГУП «Мосгортранс» могут составить новую единую госкорпорацию с уставным капиталом в $50 млрд, заявил руководитель Департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи.
«В условиях кризиса мы предлагаем путь объединения, и одним из решений может стать объединение активов двух крупных транспортных структур - Мосгортранса и метрополитена в одну госкорпорацию с уставным капиталом в $50 млрд», - цитирует его слова РИА «Новости».
Как считает Кичеджи, при создании «такого мощного финансового кулака мы сможем заняться рыночным заимствованием, ведь такая единая транспортная система будет решать серьезные вопросы транспорта и позволит создать большой эффект. То есть появится больше инвесторов, которые захотят с нами сотрудничать, и увеличить уставный капитал можно будет в разы».
Предложение о слиянии вызвано весьма прагматичным желанием: изыскать дополнительные средства. Ведь в нынешний непростой экономический период пассажиропоток в Москве существенно снизился.
А объединение метрополитена и наземного общественного транспорта, по словам чиновника, - это способ сдержать рост цен на пассажирские перевозки. «Москвичей волнует вопрос, можно ли сохранить цены на пассажирском транспорте. Если будет поддержана эта идея реформирования, то да», - сказал глава департамента.
Созданная транспортная корпорация стала бы одной из лидирующих компаний в мире, подчеркнул Кичеджи. Ежедневно Мосгортранс и Московский метрополитен вместе перевозят более 15 млн человек.
В предложениях столичных чиновников есть рациональное зерно. Директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый в интервью Bigness.ru назвал объединение метрополитена и наземной транспортной сети на структурном уровне конструктивной идеей.
Объединение улучшает управляемость транспортной инфраструктуры. По словам О. Белого, в мегаполисах предпочтительнее, чтобы управление пассажирским направлением было единым.
«Пассажиру все равно как ехать (на метро или на троллейбусе), лишь бы это было хорошо организовано», - заметил директор Института проблем транспорта РАН. Ведь, например, большинству жителей в Москве приходиться пользоваться несколькими видами транспорта, чтобы добраться от дома до работы. Так вот, если бы «подземка» и наземный транспорт функционировали согласованно, то остановки автобусов, троллейбусов и трамваев сочетались бы с остановками метрополитена. Действовала бы единая логистическая цепочка.
В то же время, наш собеседник подчеркнул, что для достижения такого синергетического эффекта, необходимо создавать принципиально новую структуру управления. Путем механического слияния компаний этого не достичь, необходимо использовать научно проработанные принципы.
Впрочем, планы московских властей по созданию транспортной мегакорпорации уже вызывали критику. Глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев назвал «странным и утопичным» предложение департамента транспорта и связи Москвы.
Госкорпорации создаются федеральным законом, «поэтому я не думаю, что Госдума сейчас или позже будет принимать отдельный федеральный закон по созданию такой госкорпорации в отдельном субъекте РФ», - подчеркнул Шишкарев.
Депутат также отметил, что создававшиеся до сих пор госкорпорации являются «компаниями, которые решают задачи общефедерального уровня».
По словам депутата, также непонятно, что имеется в виду под уставным капиталом такой госкорпорации. Очевидно, «что сегодня никто не выделит $50 млрд в качестве средств уставного капитала. Если же это оценка активов, то ее надо компетентно проверить», - считает Шишкарев.
Кроме того, в экспертном сообществе существует мнение, что институт госкорпораций неэффективен. Завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ профессор Владимир Евстигнеев в интервью Bigness.ru назвал «порочной практикой» создание громадных корпораций с госучастием. По его словам, в этом смысле мы еще не избавились от олигополистической структуры, унаследованной от СССР. Обилие громоздких концернов вредно с точки зрения прогресса, так как они склонны к консерватизму, считает профессор ВШЭ. Кроме того, заметил В. Евстигнеев, «эти чудовища любят перекредитовываться», и уже с января прошлого года не редко попадают в ситуацию технического дефолта по своим займам, особенно зарубежным.