Федеральная антимонопольная служба продолжает биться за дешевое топливо. Одержав победу над «ЛУКОЙЛом», ФАС перешла в наступление на ТНК-BP и «Газпром нефть». Нефтяники, в свою очередь, планируют, как и раньше, обжаловать штрафы за ценовой сговор в суде. Но ведомство не намерено сдаваться, сказал в интервью Bigness.ru представитель пресс-службы ФАС Сергей Носкович.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), одержав первую крупную победу в борьбе за дешевое автомобильное топливо, вновь переходит в наступление. На вчерашнем заседании комиссия ФАС приняла решение о признании ОАО «ТНК-BP Холдинг» нарушившим пункт 1 статьи 10 закона о защите конкуренции.
Экспертами службы было установлено, что эта компания создала дискриминационные условия для независимых участников оптового рынка нефтепродуктов. Кроме того, компания изымала из обращения нефтепродукты, результатом чего явился рост оптовых цен на топливо. Это, в свою очередь, привело к ущемлению интересов других участников рынка, сообщает антимонопольное ведомство.
Напомним, ФАС давно обвиняет так называемые ВИНКи (вертикально интегрированные компании, в которые входит не только добыча нефти, но и переработка, и продажа нефтепродуктов) в необоснованном завышении цен на топливо.
Ведь в России уже стала классической ситуация, когда мировая цена на нефть падает, а внутренние цены на бензин - нет.
Борьба ФАС с нефтяниками имеет длинную историю. Последний раунд противостояния относится к прошлому году. Напомним, еще осенью 2008 года ФАС признала четыре крупнейшие российские компании - «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР нарушившими антимонопольное законодательство.
Этим летом та же четверка ВИНКов, по данным ФАС, установила монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут. Позднее компании были оштрафованы на суммы от 1.1 до 1.5 млрд руб.
Однако, как Bigness.ru рассказал представитель пресс-службы ФАС Сергей Носкович, все названные ВИНКи обжалуют решения службы, принятые осенью прошлого года.
Дело ЛУКОЙЛа пока остается единственной победой ведомства. Напомним, в среду Арбитражный суд Москвы подтвердил законность решения ФАС, которая признала, что ЛУКОЙЛ летом 2008 года злоупотребил доминирующим положением на топливном рынке.
Судебные заседания по делам «Газпром нефти» и «Роснефти» пройдут в июле. «По делу в отношении ТНК-ВР мы проиграли апелляцию, но будем подавать кассационную жалобу», - рассказал С. Носкович.
В феврале текущего года ФАС вновь возбудила антимонопольные дела в отношении этих четырех компаний. Теперь они обвиняются в аналогичном нарушении, но за период с октября прошлого года по февраль нынешнего.
Так, сегодня ФАС сообщила, что признала ТНК-BP виновной в нарушении антимонопольного законодательства на топливном рынке России. Дело возбуждено из-за необоснованного роста оптовых цен на нефтепродукты в начале года.
По мнению антимонопольного ведомства, компания злоупотребила доминирующим положением на рынке, и создала дискриминационные условия для независимых участников оптового рынка нефтепродуктов.
Кроме того, компания изымала из обращения нефтепродукты, результатом чего явился рост оптовых цен на топливо.
Теперь ТНК-BP может грозит штраф в размере от 1 до 15% от выручки компании за год, предшествующий году нарушения.
Правда, в данном случае расчет может быть произведен исходя из дохода, который был получен компанией в 2008 году на соответствующих товарных рынках в России, считает ФАС.
Как Bigness.ru уточнил С. Носкович, сегодня также будет продолжено рассмотрение дела в отношении «Газпром-нефти» по признакам завышения цен на топливо в начале текущего года.
Что ж, федеральное ведомство добросовестно борется за справедливые цены. Вместе с тем, причины завышенных цен могут скрываться в самой системе ценообразования в нефтяной отрасли.
Как в интервью Bigness.ru рассказала генеральный директор ИнфоТЭК Консалт Наталья Шуляр, скачок цен на внутреннем рынке в последнее время произошел из-за того, что крупные нефтяные компании увеличили экспорт нефти. Это и создало определенный дефицит нефти в России. «Некоторые заводы даже не полностью закупились теми объемами нефти, которые были им нужны», - отметила она.
«Основная причина сложившейся ситуации - это жесткая зависимость внутреннего рынка от мирового через три основные позиции. Первая позиция - это сложившаяся методика ценообразования, навязанная российскому рынку западными консультационными компаниями. Вторая - через налог на добычу полезных ископаемых, где присутствует мировая цена. И, в третьих, через экспортную пошлину», - объясняет она.
«Сегодня правительству необходимо озаботиться защитой внутреннего рынка через приоритетность поставок нефти на российские заводы, а потом уже обслуживать экспортные контракты. Либо принять определенные меры регулирования - например, ввести мораторий на рост цен на дизельное топливо или на мазут», - продолжает Н. Шуляр.
В свою очередь напомним, что в мае цены производителей на бензин автомобильный в целом остались на уровне апреля. В 65 субъектах РФ, по данным Росстата, в мае было отмечено снижение потребительских цен на бензин автомобильный.
Увеличение цен на бензин наблюдалось в 11 субъектах, в том числе в Новосибирской области - на 3.7%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин автомобильный за прошедший месяц в среднем стали ниже на 0.2% и 0.3% соответственно.