Министерство энергетики США выдало первые ссуды автомобильным компаниям на разработку новых экономных автомобилей, в том числе на электрической тяге. При этом одна из ставок сделана на молодую компанию Tesla, которая уже сегодня производит электромобили. От нее ждут настоящего прорыва, который сделает США лидером в этой сфере. Окупится ли эта ставка? Пока это похоже на авантюру.
Новая администрация Белого дома продолжает политику сокращения зависимости США от нефти. Базовый постулат общенациональной программы сбережения топлива озвучил в начале 2007 года прошлый президент Джордж Буш. Он призвал нацию в течение ближайших 10 лет сократить потребление топлива на 20%. Сменивший Буша Барак Обама конкретизировал требования к автомобилям, продающимся на территории США. К 2011 году реализуемые в Соединенных Штатах легковые автомобили и легкие грузовики должны в среднем потреблять не более 8 литров на 100 км пройденного пути.
В период с 2012 по 2016 года для легковых автомобилей предельный расход должен быть снижен до 5,5 л на 100 км. Расход топлива у легких грузовиков (а также внедорожников и минивэнов) не будет превышать 9 литров на 100 км.
«В результате мы сбережем за время службы автомобилей, которые будут проданы в следующие пять лет, 1.8 миллиардов баррелей нефти, - заявил американский президент, выступая перед конгрессменами. - Чтобы вы могли представить, насколько это много, это больше нефти, чем мы импортировали в прошлом году из Саудовской Аравии, Венесуэлы, Ливии и Нигерии вместе взятых»,- добавил он.
Несмотря на тяжелый экономический кризис, в котором пребывают Соединенные Штаты, а с ними и весь мир, амбициозная Программа по новым технологиям производства автомобилей стартовала. Первые льготные кредиты на сумму $8 млрд (из предусмотренных $25 млрд) в ближайшее время поступят на счета Ford Motor ($6 млрд), Nissan Motor ($1.6 млрд), а также мало известной миру компании Tesla (всего $465 млн).
Несмотря на то, что львиная часть досталась Ford, революции от него никто не ждет - в соответствии с программой, последний из еще не обанкротившихся представителей «большой детройтской тройки» будет лишь повышать КПД своих двигателей, а также устанавливать на свои модели гибридные силовые установки.
А вот уже Nissan на своих американских предприятиях будет разрабатывать полностью электрические автомобили, а также новые литий-ионные аккумуляторы. Причем главная задача американского подразделения японской компании - производство доступных по цене электромобилей. Отметим, что все сущесвтующие предложения на рынке отличаются крайне высокими ценами, служащими основным препятствием для распространения такого вида транспортных средств.
Но самый интересный пункт поддержки развития альтернативных технологий - выделение полумиллиарда долларов старт-апу Tesla Motors.
Tesla Motors, Inc. - это молодая высокотехнологичная компания, основанная в 2003 году. До недавнего времени она разрабатывала и производила спортивные электромобили под брендом Tesla Roadster.
Для Tesla участие в программе стало непростым вызовом. Компания из Силиконовой долины планирует использовать $365 миллионов из своей части ссуды, чтобы развить Модель S, пятиместный седан стоимостью 50 000$. Ожидается, что он поступит в продажу в конце 2011 года. Остальная часть денег будет потрачена на строительство завода по производству аккумуляторных батарей, чтобы продавать технологию электропривода Tesla другим автомобилестроителям. В частности, эта технология будет использоваться в электрической версии крохотного автомобиля Smart For Two от Daimler.
Аналитики указывают на несовершенство выбранной бизнес-модели Tesla. В настоящее время она продает ограниченными «тиражами» очень дорогие спортивные электрокары. Высокая прибыль на каждую проданную машину компенсирует малые объемы продаж из-за высокой цены и неподготовленности рынка к электромобилям.
Вместе с тем, планы выйти на продажу 100 тысяч электрокаров Model S в год слишком амбициозны для такого неразвитого сегмента. Учитывая то, что, по словам президента компании Элон Муска, снижение отпускных цен на автомобили будет достигаться в том числе минимизацией нормы прибыли, бизнес-модель Tesla кажется рискованной.
К тому же нынешнюю модель Tesla Roadster удастся таким образом «уценить» лишь на 20% - со $101,5 тыс до $80 тыс, что очень много, особенно для американского рынка.
Сильной стороной Tesla являются её технологии и способность делать прорывы на ровном месте. Например, для разработки модели Roadster компании потребовалось всего $200 млн, что считается весьма скромным бюджетом даже на разработку обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Tesla же удалось построить спортивный автомобиль с электроприводом, разгоняющемся до 100 км/ч всего за 3.9 секунды! Компания утверждает, что продала 1 200 моделей Roadster, и имеет столько же предварительных заказов на седаны Model S.
Но с чем ему придется конкурировать в 2011 году? Сейчас доля автомобилей с альтернативными силовыми установками в США не превышает 5%. Когда Model S выйдет на рынок, ей придется конкурировать с электромобилями и гибридами от Nissan, GM, Chrysler, и Toyota.
Но самая главная конкуренция будет с нефтью. Если она вновь подешевеет до $20-30 за баррель, утянув за собой и стоимость моторного топлива, для большинства американцев самым бюджетным выбором останутся бензиновые и дизельные автомобили.
В любом случае, от Tesla ждут хит продаж - такой же, каким стал гибридный Prius от Toytota. Сможет ли молодая и смелая компания пробиться на Олимп мировых автопроизводителей - покажет время.