Белорусский маятник качнулся в сторону России. Президент Белоруссии Александр Лукашенко сегодня говорит о возможности приватизации российскими нефтяниками белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). При этом еще совсем недавно он крайне осторожно рассматривал вопрос участия российского бизнеса в приватизации в Белоруссии.
Более того, в апогее «молочной войны», А. Лукашенко обратился к странам Евросоюза с предложением участия в белорусской приватизации, что можно было рассматривать как пощечину Москве.
Однако сегодня, как ни в чем не бывало, Александр Лукашенко на встрече с главой администрации Ростовской области Владимиром Чубом заявил о готовности обсуждать с российской стороной вопрос приватизации белорусских НПЗ.
«На недавнем совещании с нефтяниками, на котором присутствовали и российские компании, я предложил представить мне нормальный вариант приватизации белорусских НПЗ, и тогда я буду готов вести диалог на эту тему», - сказал А. Лукашенко. Правда, для этого российским нефтяникам предлагается вначале в течение трех лет «просто так» поработать на этих заводах, представляя себе, будто НПЗ уже в их собственности.
И лишь после этого уже можно договариваться о приватизации.
Схема пахнет керосином (ведь трудно предположить, как Минск будет строить свои отношения с Москвой через три года), но, по сравнению с недавней риторикой, это прорыв.
В чем причина такого резкого (хоть и очередного) разворота с Запада на Восток? Грубо говоря, «наши олигархи отличаются от западных тем, что готовы покупать активы, не предъявляя политических условий», - сказал Bigness.ru Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ.
Напомним, в начале нынешней недели в Минске побывала комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферраро-Вальднер. В ходе беседы с еврокомиссаром президент Белоруссии дал понять, что готов видеть на своей земле европейский бизнес, даже в ущерб сотрудничеству с Россией.
Но в обмен на «кредитование, финансовые ресурсы и финансирование», Лукашенко должен был выполнить пять требований Евросоюза: реформу избирательного права по указке ОБСЕ, ее применение на следующих выборах, свобода слова, свобода собраний, улучшение условий существования негосударственных организаций и снятие ограничений для свободы личности.
С большой долей вероятности, реализация даже половины этих требований приведет к смене власти в Белоруссии, чего Лукашенко допустить не может, особенно в нынешнее непростое для республики время.
Белорусскому лидеру дали понять: «Белоруссию ждут в Европе, но без Лукашенко», - говорит В. Жарихин. В Минске еще раз в этом убедились - с Россией иметь дело безопаснее.
Не стоит винить руководство Белоруссии в «плавающем» внешнеполитическом курсе.
«Белоруссия находится в тяжелой экономической ситуации. Лукашенко ищет возможности сгладить эту ситуацию всеми возможными методами, в том числе и теми, которые нам могут не понравиться», - говорит Bigness.ru замдиректора Института стран СНГ, подразумевая недавние реверансы Минска в сторону Европы.
Несмотря на все заявления о том, что Белоруссия мягче всех в СНГ переживает кризис, надо понимать, что ее экономика сильно зависит от экспорта, пусть даже и диверсифицированного. Но среди внешнеторговых партнеров этой страны не осталось никого, кого не затронул бы экономический спад. Белоруссии просто негде спрятаться от глобального падения спроса.
Официальные данные пока демонстрируют радужную картину, однако это следствие особенностей подсчета белорусского ВВП, отмечает В. Жарихин
«Почему у них там рост, а у нас падение? Да потому что у нас в ВВП засчитывается то, что продано. А в Белоруссии при их плановой системе экономики - то, что произведено», - говорит наш собеседник. «Там многое идет на склад», - отмечает он.