В России уже заговорили о национализации неэффективных предприятий. Эксперты насторожено относятся к подобным заявлениям. Ведь национализация не решает проблемы, а перекладывает их на государство. Кроме того, помочь всем неэффективным предприятиям не удастся. В России более трети компаний убыточны. Да, сложно в России вести бизнес так же эффективно как, например, в Германии, рассказал в интервью Bigness.ru руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников.
Вчера вечером вице-премьер РФ Александр Жуков признал, что в России возможна национализация неэффективных предприятий. Об этом рассказал в интервью телеканалу «Вести».
Правда, вице-премьер уточнил, что национализация рассматривается только как временная мера по финансовому оздоровлению.
«Я считаю, что национализация предприятий, которые неэффективно управляются, в принципе возможна, но только как крайняя и временная мера», - заявил А. Жуков.
Он отметил, что эта мера должна применяться выборочно, потому что государство не может эффективно управлять большим количеством предприятий. «Этим должен заниматься частный бизнес», - подчеркнул вице-премьер.
В дальнейшем национализированные предприятия должны быть снова приватизированы, заметил Жуков.
«В определенных случаях, когда мы видим, что предприятие, которое может нормально работать, неэффективно управляется, в качестве временной меры по его оздоровлению возможна временная национализация, но с тем, чтобы в дальнейшем его снова приватизировать», - пояснил он.
Тем не менее, несмотря на все оговорки, суть этой процедуры не меняется. Эксперты не считают применение такого механизма лучшим решением.
Национализация - «не самая лучшая мера, по большому счету», - заметил в интервью Bigness.ru руководитель направления реального сектора ЦМАКП (Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования) Владимир Сальников.
Какие-то проблемы этот механизм может снять, но лишь временно. Де-факто, проблемы предприятия перекладываются на государство. Для неэффективных предприятий главным является вопрос эффективного управление компанией. А он вряд ли решаем за счет смены собственника, заметил В. Сальников. Наиболее конструктивным вариантом для компаний представляется как раз реструктуризация бизнеса с целью адаптации к условиям кризиса.
Таким образом, предложения национализировать предприятия «можно рассматривать только как вынужденную меру», - считает В. Сальников из ЦМАКП. Применяться она может только в том случае, «когда компания очень значима в силу неэкономических соображений», а других вариантов ее спасения нет, - рассказал руководитель направления реального сектора Центра.
С последним согласился экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Подобного рода попытки можно называть социальными проектами». По его словам, предложения по национализации вызваны стремлением «поддержать занятость и доходы населения в тех регионах и тех отраслях, которые оказались наиболее подвержены кризису».
Вместе с тем, национализировать всех нуждающихся действительно не представляется возможным.
«Формально у нас более трети компания являются убыточными. Убыточность как раз и есть формальный признак неэффективности», - рассказал В. Сальников из ЦМАКП. Вместе с тем, не все предприятия из этого списка «реально убыточные». Поскольку убытки не всегда свидетельствуют о текущей неэффективности компании. Убыточность может быть заложена в бизнес план как условие реализации какого-то дорогостоящего проекта, расходы на который окупятся в будущем. Кроме того, убыточность может быть вызвана нежеланием компании раскрывать свои доходы. «У нас такое тоже распространенно», - заметил наш собеседник из ЦМАКП.
Ну, а с точки зрения международных сопоставлений, в России большинство компаний неэффективны по показателям производительности труда, выручки на занятого работника. Впрочем, вменять такую неэффективность в вину только компаниям неверно. Неэффективность российских предприятий по мировым стандартам отражает потенциал роста. Кроме того, «сложно быть таким же эффективным как в Германии, находясь в России», - подытожил В. Сальников.