АвтоВАЗ в очередной раз сокращает зарплаты работникам и переходит на сокращенную рабочую неделю. Это сильно ударит по карману работников. Впрочем, у компании нет выбора: продажи автомобилей падают, а помощь от правительства все не приходит. В общем, «тяжелые времена ожидают АвтоВАЗ», заметил в интервью Bigness.ru начальник департамента консалтинговой деятельности «АСМ-холдинга» Виктор Пашков.
Сегодня пришла очередная печальная новость с АвтоВАЗа. В компании решено перейти на укороченную рабочую неделю (20-часовую), и урезать зарплаты; если продажи продолжат падать. А именно, такая схема будет введена, если продажи автомобилей в России к концу года упадут до 1.2 млн автомобилей (с 2.84 млн автомобилей в 2008-м), а доля АвтоВАЗа на рынке составит 30%, передает Интерфакс.
Компенсировать простой производства работникам также будут в гораздо меньших объемах.
Зарплаты топ-менеджеров, включая президента компании, будут сокращены. Бонусы руководителям за 2008 год АвтоВАЗ уже отменил.
Как в интервью Bigness.ru рассказал начальник департамента консалтинговой деятельности «АСМ-холдинга» Виктор Пашков, безубыточную работу АвтоВАЗу обеспечивают продажи в год около 500 тыс. машин. За первые пять месяцев года АвтоВАЗ сделал всего около 151 тыс. машин. Такими темпами компании, возможно, не удастся обеспечить себе безубыточный минимум, заметил В. Пашков. А, следовательно, снизиться и выручка, и зарплаты. В общем, «тяжелые времена ожидают ВАЗ», - говорит наш собеседник.
Заметим, что с начала кризиса компании уже приходилось на некоторое время останавливать конвейер, работать в одну смену (тогда как обычно машины собирают в две смены).
Средняя зарплата на АвтоВАЗе в марте текущего года составляла 17.3 тыс. руб., рассказал В. Пашков, тогда как в прошлом году средняя зарплата составляла 18 тыс. руб. Заметим, что с тех пор российский рубль существенно девальвировался.
В настоящее время работник завода и так трудится всего две недели в месяц, которые оплачиваются полностью. Двухнедельный простой оплачивается как 2/3 от средней зарплаты.
При обычном режиме сотрудник АвтоВАЗа за месяц вырабатывал 167 часов. При сокращенной рабочей неделе выработка составит всего 80 часов.
Если в 2008 году содержание персонала обошлось автоконцерну в 26.6 млрд руб., то экономия от простоя может составить порядка 8 млрд руб.
По словам заместителя исполнительного директора Объединения автопроизводителей России (ОАР) Алексея Сереженкина, зависимость зарплат от выручки компании естественна. «Где брать ресурсы, чтобы платить работникам такую же зарплату, как в период, когда завод делал 700 тыс. автомобилей?», - задается вопросом А. Сережекин в интервью Bigness.ru. По словам исполнительного директора ОАР, вариантов у АвтоВАЗа не так много: сокращать работников или сильно снижать им зарплаты. Второе менее предпочтительно, так как есть надежды, что кризис закончится, и квалифицированные кадры могут понадобиться.
Тем не менее, сокращение зарплат может сказаться и на качестве производства. Здесь может сыграть человеческий фактор: части сотрудников придется искать дополнительный заработок, и трудиться на заводе они будут не с меньшей самоотдачей.
Можно ли в таком случае согласится с недавними словами президента Сбербанка Германа Грефа о том, АвтоВАЗа лучше закрыть, так как он не конкурентоспособен и не способен самостоятельно справиться с ситуацией?
На это А. Сереженкин заметил: «хорошо сидя в Москве говорить - раз не получается, давайте все закроем». По словам нашего собеседника, автомобили АвтоВАЗа продаются в той же пропорции, что и автомобили других компаний в России. А в бедственном положении концерна виновата общемировая конъюнктура.
Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что АвтоВАЗ помимо снижения зарплат предпринимает и другие шаги по сокращению издержек. Например, недавно, руководство концерна потребовало от поставщиков комплектующих снизить закупочные цены минимум на 10%.
Помощь «надежде и опоре» российского автопрома пообещало и правительство. АвтоВАЗу должны быть выделены 25 млрд руб. Только вот средства до сих пор не дошли до завода.