Еще один авторитетный чиновник снизил прогноз по инфляции в России. По словам главы ЦБ, в 2009 году она будет существенно ниже официального прогноза в 13%. Центробанку виднее, считают эксперты. Ведь инфляционные явления во многом зависят как раз от кредитно-денежной политики Банка России. Впрочем, это еще не означает замедления роста цен, которые в России порой не зависят от инфляции.
Глава Центробанка России Сергей Игнатьев заявил, что инфляции в июне 2009 года будет вдвое ниже, чем в июне прошлого года.
Кроме того, Игнатьев пообещал, что по итогам всего года инфляция будет существенно ниже официального прогноза в 13%.
«Что касается инфляции, все идет пока нормально. В июне инфляция будет вдвое ниже, чем в июне прошлого года. По году инфляция будет существенно ниже заявленного прогноза в 13%», - цитирует слова главы российского ЦБ РИА «Новости».
Напомним, что в мае инфляция в России составила 0.6% (в два раза меньше, чем годом ранее), а за первую половину июня - 0.3%. С начала года по 15 июня потребительские цены выросли на 7.1%.
Господин Игнатьев также заметил, что по мере замедления инфляции ЦБ будет снижать ставку рефинансирования и другие процентные ставки. С конца апреля Банк России уже трижды снижал ставку рефинансирования - с 13% до 11.5% (с 5 июня).
Также он выразил надежду, что роль процентной политики ЦБ будет повышаться.
Что ж, такой прогноз уже не новость для россиян. Еще в начале июня первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев не исключил, что в отдельные месяцы текущего года будет наблюдаться дефляция (снижение средних цен).
Центробанку, конечно, виднее, считает управляющий капиталом ИК «Максвелл Капитал» Дмитрий Сусанов. По его словам, многое зависит от кредитной политики самого ЦБ.
«Многое в руках Центрального банка, как органа, отвечающего за проведение кредитно-денежной политики. Если ЦБ будет регулировать курс рубля, возможна дефляция», - сказал он в интервью Bigness.ru.
Напомним, что в части роста цен Россия сильно выделяется на фоне развитых экономик. Во всем мире кризис ознаменовался существенным снижением инфляционного давления.
Так, в мае в еврозоне впервые была зафиксирована нулевая инфляция, а в 6 из 16 стран зоны евро пришла дефляция. У виновника кризиса - Соединенных Штатов Америки - инфляция также резко замедлилась. В мае рост потребительских цен в США оказался отрицательным (-1,3%), что побило 60-летний рекорд.
Однако стоит ли российским потребителям радоваться прогнозу ЦБ? Заметим, что дефляция вообще явление весьма опасное. Она снижает прибыли и усложняет выплату долгов. Иллюстрацией тому может служить Великая депрессия в США в 30-е гг. прошлого века.
Кроме того, в России снижение темпов инфляции совсем не обязательно приведет к снижению розничных цен.
«Многие журналисты и даже эксперты отождествляют это слово с ростом цен, - заметил в интервью Bigness.ru завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ профессор Владимир Евстигнеев, - в то время как рост цен может иметь иную природу».
Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения. В строгом смысле слова, инфляция - это рост цен, обусловленный дешевизной денег и эмиссионной деятельностью ЦБ. По мнению нашего собеседника, сдерживание инфляции в классическом смысле слова очень важная задача. Однако в настоящее время в России рост цен лишь в малой степени обусловлен эмиссионной деятельностью Центрального Банка.
Банк России, в отличие от казначейств многих стран, придерживается политики ограничений государственных заимствований, ведь денежная масса в обращении растет в основном из-за того, что государство обращается к ЦБ за кредитами. В нашей стране, так как давно не наблюдалось дефицитов, эта практика отсутствует, - подчеркнул эксперт.
Рост цен, который некорректно отождествляют с инфляцией, в России имеет другую природу. Он обусловлен институциональной структурой нашей экономики. А именно, «засильем олигополистов, в некоторых случаях монополистов, особенно с государственным участием», - считает Владимир Евстигнеев.
Угроза роста цен в России обусловлена «порочной практикой создания громадных корпораций с госучастием», - подчеркнул профессор ВШЭ. Обилие громоздких концернов вредно с точки зрения прогресса, так как они склонны к консерватизму. Кроме того, отмечает Владимир Евстигнеев, «эти чудовища любят перекредитовываться», и уже с января прошлого года не редко попадают в ситуацию технического дефолта по своим займам, особенно зарубежным.
«Практика по созданию исторически устаревших монстров» приводит к таким ситуациям, какую в России наблюдали этой осенью. Удешевление нефти не приводило к удешевлению бензина на российских газозаправках в отличие от американских», - заметил Владимир Евстигнеев. «Я настаиваю, что угроза роста цен в России имеет не денежную природу, а структурно институциональную», - подчеркнул наш собеседник. По его словам, в этом смысле мы еще не избавились от олигополистической структуры, унаследованной от СССР.
Как итог, российская экономика малоконкурентна, и компании не заинтересованы в том, чтобы снижать цены.