Количество российских регионов, которые испытавают тяжелые проблемы с наполнением бюджетов, уже давно перевалило за два десятка. «В зону риска попадают все промышленные территории», - сказала в интервью Bigness.ru ведущий эксперт по региональной политике Центр политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко.
Сегодня региональная тема была вновь поднята Министерством финансов. По данным департамента межбюджетных отношений Минфина РФ, в группу «кризисных» регионов попали 13 субъектов Федерации.
В министерстве к ним отнесли Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Красноярский и Пермский края, Астраханскую, Белгородскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Курскую, Новгородскую, Оренбургскую, Самарскую и Челябинскую области.
Критическая ситуация сложилась с наполнением бюджетов Челябинской и Кемеровской областей, серьезно пострадавших от резкого падения поступлений от налога на прибыль. Недобор составляет 90% и 88% соответственно, заявила директор межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина.
Хуже всего тем, кто рассчитывал на собственные силы, сказала Bigness. ru ведущий эксперт по региональной политике Центр политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко. «Если мы посмотрим картину по субъектам Федерации, то мы увидим, то хуже всего пришлось тем, кто формировал значительную часть бюджетного плана в расчете на собственные доходы», - констатирует эксперт.
Иными словами, в больше всего пострадали регионы-доноры с развитой промышленностью. «Все промышленные территории попадают в зону риска», - подчеркнула О. Гончаренко.
Виной тому стало падение спроса ‑ как внутреннего, так и внешнего. «Даже федеральными субсидиями эту тенденцию не переломить», - говорит эксперт.
При этом, вслед за поступлениями от налога на прибыль падают и сборы налогов на доходы физических лиц, отмечает наш собеседник. Ведь падение производства влечет за собой безработицу и задержки по зарплатам. «Федеральной поддержки не хватает, и регионам приходится все больше сокращать свои издержки, в том числе и по инвестпрограммам», - говорит О. Гончаренко.
По текущим прогнозам, в среднем бюджеты российских регионов недополучат 20% по итогам года. Для промышленных регионов потери как минимум треть, что, по мнению эксперта, «очень много».
Парадоксально, но кризис меньше всего сказался на дотационных регионах. За неимением собственных производств там нечему было падать, а федеральные субсидии туда продолжаются почти в прежних объемах, рассказывает О. Гончаренко. Некоторым из дотационных регионов даже показали рост бюджетных поступлений.
Эксперт Центра политической конъюнктуры поделилась с Bigness.ru собственным рейтингом регионов, основанном на данных мониторинга Минрегиона.
По сокращению поступлений в бюджеты лидируют Кемеровская, Тюменская, Липецкая, Мурманская, Тульская области, Красноярский край, Коми, Ханты-мансийский округ.
Налоговые сборы больше всего упали на Чукотке, в Кемеровсой, Липецкой, Челябинской областях, и в Красноярском крае.
В целом 25 регионов российских за первый квартал потеряли более 50% налога на прибыль, говорит О. Гончаренко.
Самое серьезное падение производства испытывают Челябинская, Липецкая, Вологодская области, а также Коми, Хакасия, Красноярский край.
Но есть регионы, где зафиксирован рост бюджетных доходов по первому кварталу. Везде это происходило за счет федеральных перечислений, утверждает наш собеседник. В Топ-5 регионов ростом доходов вошли Тыва, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия.
«Если б Центр не дотировал регионы, то ситуация была бы еще хуже. Дотирование увеличилось почти на четверть», - считает эксперт. В итоге падение доходов регионов составило в среднем по всей стране всего 6%.
Резюмируя, Оксана Гончаренко отметила две тревожных тенденции, которые становятся тяжким грузом для субъектов Федерации. Первая – это рост задолженности по займам регионов. Вторая - рост задолженности по зарплате.
Ни одна из этих проблем не является открытием. Об этом на местах и в центре хорошо осведомлены. В начале июня было опубликовано постановление Правительства РФ о предоставлении федеральных кредитов региональным бюджетам под низкие проценты. Остается надеяться, что меры, предпринимаемые федеральным центром, достигнут своей цели.
Сергей Малинин