Немецкое правительство вновь вносит нервозность в планирующуюся сделку по продаже контрольного пакета немецкого автопроизводителя Opel альянсу, состоящему из российского Сбербанка, группы «ГАЗ» и австрийско-канадского производителя автокомпонентов Magna.
Opel еще может быть подвергнут процедуре банкротства, несмотря на предварительные договоренности, заключенные правительством Германии, сообщил сегодня ночью министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг.
«Это еще может произойти», - заявил он, подразумевая, что это может помешать планам российско-австрийско-канадского альянса.
Немецкие чиновники и ранее говорили о том, что договоренности с русскими не являются чем-то обязательным и неизбежным. Несколькими днями ранее представитель немецкого правительства Томас Стег заявил, что сохраняется теоретическая возможность приобретения Opel кем-то другим, а не компанией Magna. По его словам, это может произойти, если GM получит лучшее предложение за этот актив.
Напомним, вопрос о продаже концерна Opel встал на общем фоне проблем американской корпорации General Motors, в которую входил и немецкий автопроизводитель. Среди претендентов, помимо Magna в союзе со Сбербанком и «ГАЗ», выступал итальянский автогигант Fiat, бельгийский холдинг RHJ International, а также китайская компания Beijing Automotive Industry.
Предложение Fiat в большей степени устраивало немецких чиновников и профсоюзных лидеров, так как предполагало меньшее количество сокращений персонала (пусть даже и на символические 500 рабочих мест).
Тем не менее, предварительное соглашение о передаче 55% акций Adam Opel GmbH все же было заключено с альянсом Magna-Сбербанк-группа ГАЗ.
«Общие детали сделки прояснятся к концу июля. Сегодня было подтверждено со стороны General Motors, что продажа Opel завершится до конца этого года», - сказал в интервью Bigness.ru аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. Он также напомнил про заявление Magna, в котором утверждалось, что сделка может быть закрыта с сентябрю.
Аналитик затрудняется даже предположить, что могло бы помешать сделке. По его словам, возможны лишь две причины. Первая – «невозможность предоставить денежные средства за долю в Opel», но её можно рассматривать чисто гипотетически – стоимость сделки не критична для российского Сбербанка, выступающего в этой ситуации финансистом.
Второй вариант может иметь место, если Magna озвучит более жесткий план по сокращениям персонала и закрытиям заводов в Германии, рассуждает М. Пак.
Он отметил, что Magna претендует на другие активы GM в России. Следовательно, у неё может появиться соблазн сократить производство, перенеся его в регионы с более дешевой рабочей силой и более низкими прочими издержками. В этом случае «веское слово может сказать правительство Германии», - говорит наш собеседник.
Но, по его мнению, выступления немецких чиновников – не более, чем попытка держать «в тонусе» будущих приобретателей Opel.
«Я думаю, что все больше спекулируют на эту тему», - говорит аналитик. По его мнению, таким образом власти Германии дают понять, что не потерпят ухудшения условий сделки для немецких работников Opel. «Так как окончательный план по сокращениям не утвержден, то такие заявления имеют политическую, подоплеку, чтобы в последний Magna не стала менять условия покупки», - резюмирует эксперт.
Напомним, согласно последней известной схеме покупки Opel, Сбербанку достанется 35% немецкого автопроизводителя, и он, наряду с корпорацией General Motors (которой тоже останется 35% акций), станет одним из крупнейших акционеров Opel. Magna отойдет около 20% акций. Оставшиеся 10% должны быть переданы трудовому коллективу Opel. Сейчас 100% акций Opel принадлежит GM.
«Группа ГАЗ» выступает в сделке индустриальным партнером Magna. В частности, ГАЗ готов предоставить канадской компании мощности Горьковского автозавода для сборки Opel. Интерес ГАЗа в том, чтобы увеличить загрузку мощностей, на которых сейчас производится Volga Siber.
Незадолго до подписания соглашения с правительством Германии, план Magna предполагал увольнение 10 тыс. сотрудников Opel, в том числе - 2,5 тыс. в Германии.
Сергей Малинин