ФАС России возбудила дело в отношении Российского союза автостраховщиков (РСА). Антимонопольное ведомство недовольно тем, что Союз установил лимит вознаграждения агентам, продающим полисы ОСАГО в 10% от страховой премии. ФАС подозревает, что этим Союз автостраховщиков нарушил закон о конкуренции. Однако эксперты традиционно называли опасным как раз завышенные премии страховых агентов.
Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) сообщила, что возбудила дело в отношении Российского союза автостраховщиков (РСА).
Подозрения у ФАС вызвало то, что Союз установил предельный уровень «комиссионного вознаграждения агентам за реализацию полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в размере 10% от страховой премии, а также санкций за превышение такого уровня».
Антимонополисты будут проводить расследование – не нарушает ли подобный лимит на вознаграждение закон «О защите конкуренции» в части установления цен.
Справка:
Согласно ч.3 ст.11 закона «О защите конкуренции» запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит (может привести) к последствиям, указанным в части 1 данной статьи, в том числе к установлению цен на услуги.
Впрочем, как Bigness.ru подчеркнули в пресс-службе ФАС, дело только открыто, и пока неясно, действительно ли РСА нарушил закон.
Напомним, что Российский союз автостраховщиков является единым общероссийским профессиональным объединением, основанном на принципе обязательного членства страховщиков, и устанавливает обязательные для членов союза правила профессиональной деятельности.
Вместе с тем, представляется интересным, почему ФАС «взялась» именно за норму, определяющую лимит агентских премиальных.
Ведь ограничение посреднических вознаграждений было направлено на стабилизацию страхового рынка и защиты его от недобросовестной конкуренции.
Напомним, что стоимость ОСАГО рассчитывается по формуле, установленной законом, и должна быть одинакова во всех страховых компаниях. Считалось, что страховщики будут конкурировать за счет лучшего сервиса и регионального покрытия. Законом в стоимость полиса заложено 23% «расходов на ведение дел». В эти расходы входят и комиссионное вознаграждение посредникам, и расходы рекламу, аренду, зарплату сотрудникам отделов выплат и учета ОСАГО, и так далее.
Как неоднократно отмечали участники рынка, компаниям с трудом удается укладываться в предусмотренные законом 23% от стоимости полиса. При этом для быстрого захвата и такого же быстрого аккумулирования денежных средств многие страховые компании, брокеры, а также мошенники предлагали при продаже полисов скидки свыше 25%.
Учитывая, что, согласно мировому опыту, обязательное автострахование характерно постепенным ростом убытков, которые в течение нескольких лет достигают пика. Если они превышают 77% от доходов, которые приносят продажи полисов, то этот вид страхования считается убыточным. Соответственно, предоставление больших скидок – это верный путь к убыткам, если не к банкротству.
Для борьбы с недобросовестной конкуренцией, вовлекающей страховой рынок в опасную гонку бонусов и скидок, Российский союз автостраховщиков при согласии участников рынка ввел 10-процентное ограничение на агентскую комиссию.
Это не остановило мошенников, случались «проколы» и у вполне добросовестных компаний. Страховщики даже обращались в контролирующие органы с просьбой еще более ужесточить контроль за практикой завышения агентского комиссионного вознаграждения и продаж полисов по заниженным ценам
Но власти оставались глухи к чаяниям рынка. Более того, во время последней корректировки закона об ОСАГО, единственной поправкой, отклоненной правительством, стало ограничение предельного размера вознаграждения страховым агентам, продающим полисы ОСАГО, на уровне 8% от его стоимости.
Справка:
ОСАГО введено в России с 1 июля 2003 года. ОСАГО страхуется риск ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ. Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается в зависимости от нескольких параметров, среди которых мощность двигателя автомобиля, населенный пункт, опыт вождения.
Дарья Юрищева