Судьба российских резервов, кажется, вновь меняется. Сегодня стало известно, что Россия может вложить часть своих резервов в валюты стран БРИК. Несмотря на вчерашние заявления Кудрина, что Россия будет верна «зеленому». В целом, эксперты положительно оценивают такую возможность. Диверсификация позволяет минимизировать риски, в кризис этот вопрос особенно актуален. Кроме того, в экзотические валюты, скорее всего, будет конвертирована лишь мала часть российских запасов.
Вопрос о резервных валютах получил новое развитие. Еще вчера министр финансов Алексей Кудрин заверял, что Россия в ближайшее время останется, верна «зеленому». Напомним, что в настоящее время доля из международных резервов РФ доля вложений в казначейские облигации США в настоящее время составляет 30%.
Однако сегодня помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что Россия может разместить часть своих резервов в бумаги партнеров по БРИК (БРИК объединяет Бразилию, Россию, Индию, Китай .
Правда, на этот шаг Россия пойдет при условии ответных шагов со стороны партнеров.
«Речь пойдет (на саммите БРИК в Екатеринбурге) об увеличении доли расчетов во взаимной торговле в национальных валютах, возможно, о размещении части резервов. Например, мы могли бы размещать часть наших резервов не только в облигациях США и европейских стран, но и в финансовых инструментах, которые выпускают наши партнеры по БРИК», - цитирует слова А. Дворковича РИА Новости.
Помощник президента так же добавил, что это «было бы вполне разумно, если бы наши партнеры согласились размещать часть своих резервов в наших, российских инструментах».
Что ж, о планах ЦБ России использовать в качестве нового резервного средства китайский юань уже было известно. На прошлой неделе первый заместитель председателя Центробанка РФ Алексей Улюкаев заявлял, что российский регулятор рассматривает такие перспективы.
Да и сам министр финансов Алексей Кудрин недавно высказывал мнение, что юань может превратиться в полноценную резервную валюту в течение 10 лет.
Впрочем, разбавить валютную корзину ЦБ юанем можно уже сегодня.«Некие неформальные договоренности, могут сделать для российского ЦБ выгодными вложения в эти инструменты», - рассказал в интервью Bigness.ru экономист НБ «Траст» Евгений Надоршин. Аналитики ФГ «Калита Финанс» считают целесообразным в качестве эксперимента конвертировать небольшую часть резервов РФ (1-2%) в национальную валюту Китая.
Определенная логика в этом есть, так как по итогам первого квартала этого года Китай стал крупнейшим внешнеторговым партнером России.
Но простым инвесторам Е. Надоршин не спешит рекомендовать играть с китайской валютой. «Там валютный режим гораздо менее прозрачный и рыночный, чем даже в России», - поясняет эксперт.
«Российский ЦБ, по крайней мере, не идет против рынка и не привязывает жестко нашу валюту к какой-либо другой мировой валюте, как это сделал Банк Китая», - напоминает Е. Надоршин.
По его словам, инвесторы не застрахованы от внезапной смены политики китайского ЦБ. Сложно угадать, что что думают члены Политбюро и глава Центробанка Китая, отмечает наш собеседник – «этого не пишут на передовицах в газетах, этого не видно из движения валютного рынка. Этого вообще может быть не видно».
На сегодняшний день курс юаня достаточно жестко фиксируется монетарными властями страны, при этом, по мнению США, китайские регуляторы намерено занижают стоимость своей валюты, напоминают аналитики ФГ «Калита Финанс». «Первым шагом на пути к получению юанем статуса резервной валюты стала бы либерализация валютного рынка. Но власти КНР не торопятся с подобными решениями и сильно затягивают реформу механизма формирования валютного курса», - сказали они Bigness.ru.
Другим важным условием для резервной валюты является наличие глубокого (ликвидного) рынка долговых инструментов, номинированных в национальной валюте Китая. Таким рынком КНР на сегодняшний день похвастаться не может, констатируют эксперты. До сих пор облигации, номинированные в юанях, покупались и продавались только на китайском рынке.
«В этой связи, даже если бы у других государств и было желание вложить часть резервов в юани, соответствующих (по надежности) инструментов для инвестирования в этой валюте не так много. Как итог, пока курс китайской валюты зависит от внутриполитического курса страны, а внутренние финансовые рынки достаточно слабо развиты, существенно потеснить уже традиционные резервные валюты юаню не удастся, какими бы стремительными темпами не росла экономика Поднебесной», - констатируют аналитики «Калиты».
Однако насколько для России интересны вложения в бразильский реал и индийский рупий? Михаил Молодов, старший трейдер «Максвелл Капитал», в интервью Bigness.ru заметил, что «по всем экономическим канонам диверсификация всегда положительно влияет на портфель инвестиций».
Она позволяет государству минимизировать риски. А это представляется особенно важным сегодня, «когда во что вкладываться неясно», заметил наш собеседник из «Максвелл Капитал». Не определена и дальнейшая судьба доллара, понятно только, что он уже не является «такой стабильной валютой, какой его привыкли считать», заметил старший трейдер «Максвелл Капитал».
Если Россия разместит резервы в таких быстро растущих экономиках как БРИК, - «это не навредит, заметил М. Молодов.
Кроме того, если вложения в Бразилию еще могут быть связаны с рисками из-за падения цен на нефть (ведь Бразилия, как и Россия, экспортоориентированная страна), то индийский бизнес в основном высокотехнологичный. Падение цен на нефть лдя Индии скорее позитивно, так как сырье эта страна преимущественно импортируют, рассказа М. Молодов.
Кроме того, скорее всего в валюты этих стран будет вложена малая часть резервов «в виде эксперимента», - заметил наш собеседник. Это может быть только полезным опытом с точки зрения диверсификации.
Дарья Юрищева