Впервые официальным лицом была названа сумма (пусть и примерная) возможных заимствований России за рубежом в этом году. Таким образом, Россия теряет такое важное преимущество, как низкая долговая нагрузка. Как сказал Bigness.ru завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ профессор Владимир Евстигнеев, Россия может себе это позволить.
Министерство финансов России предварительно планирует в 2010 году занять за рубежом до $10 млрд, столько же – в последующем году. Об этом сегодня заявил замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин.
«Пока ориентиры, что это до $10 млрд на 2010 год, до $10 млрд на 2011 год».
Однако замминистра подчеркнул, что говорить о «каких-то четких планах выхода на внешний рынок» и о том, что «есть четкий план выхода на рынок, объем заимствований, нельзя», - цитирует слова Панкина Итар-ТАСС.
Структуры займа также еще вопрос для обсуждения, рассказал замминистра финансов.
«Пока это все достаточно сыро. О конкретных видах заимствований, формах заимствований, говорить совершенно рано. Какие-то переговоры идут, но это на уровне проработки гипотетических возможностей. Ничего конкретного еще нет», - отметил он.
При этом Минфин рассматривает различные варианты заимствований, включая синдицированные кредиты, займы международных финансовых институтов, в частности Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
Однако «мы не можем говорить ни о размерах, ни о формах», - подчеркнул Панкин.
То, что России придется занимать деньги за рубежом, уже ни для кого не сюрприз. Еще в конце прошлого года помощник президента Аркадий Дворкович не исключал возможности, что России придется прибегнуть к внешним заимствованиям даже в 2009 году.
Однако конкретные цифры прежде не назывались.
Примечательно, что сегодня делегация Китая на саммите Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), куда входит и Россия, озвучила предложение прокредитовать страны-участники ШОС. Щедрость Китая равняется как раз $10 млрд «на преодоление последствий кризиса».
Как уже отмечалось ранее, еще одно преимущество стран БРИК аналитики видят в отсутствии тяжелого долгового бремени. Напомним, что в ШОС помимо России и КНР входят Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан.
Вместе с тем, низкая долговая нагрузка не раз отмечалась экспертами как важное преимущество стран БРИК, куда Россия также входит.
Не слишком ли рискован выход России как государства на долговой рынок?
Завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ профессор Владимир Евстигнеев в интервью Bigness.ru отметил, что в России положение с задолженностью действительно лучше, чем во многих западноевропейских странах.
По его словам, финансовые аналитики при оценке рисков суверенного банкротства обычно рассматривают краткосрочную суверенную задолженность и ее отношение к совокупной суверенной задолженности, а также некоторые подобного рода показатели. Так вот по этим показателям «Россия никак не относится к угрожаемым экономикам», - отметил наш собеседник из Высшей школы экономики.
С другой стороны, если обратится к корпоративным долгам, то в этой сфере в России имеет место перекредитованность крупных компаний с госучастием, подчеркнул профессор Владимир Евстигнеев. По его словам, задолженность госкорпораций – «большой скрытый источник опасности», так как такие компании не прозрачны, и рынок не знает «сколько они на самом деле стоят».
Таким образом, в вопросе корпоративной задолженности, России требуются институциональные преобразования, дабы «корпоративные долги не представляли собой угрозу для национальной финансовой системы, в той мере, в какой они представляют угрозу сейчас».
Вместе с тем, в последнее время речь шла о выходе на кредитный рынок именно России, как суверенного заемщика. Наш собеседник из ВШЭ не видит особых рисков при таком заимствовании.
Однако степень опасности, сопряженной с суверенными заимствованиями, нельзя оценивать изолированно от валютной политики. «Рынку нужно знать, какие обязательства принимают на себя денежные власти», подчеркнул профессор Владимир Евстигнеев. А именно, какова отечественная ценовая политика, в первую очередь, Центробанка, как независимого от исполнительной власти регулятора.
Если, например, привлеченные средства будут направлены «на бесперспективную поддержку валютного курса», то ничего кроме риска подобный кредит не даст.
Впрочем, как замечает аналитик Rye, Man&Gor Securities Сергей Перминов, сумма государственного займа не будет велика. «Большие суммы можно будет занять только при существенном снижении рейтинга», - пояснил аналитик.
Дарья Юрищева