Что объединяет Бразилию, Россию, Индию и Китай, кроме аббревиатуры «БРИК»? В последнее время аналитики много говорили о скором выходе из кризиса именно этих развивающихся стран. Впрочем, это объединение до недавнего времени было чисто виртуальным. Однако сегодня в России состоится первый саммит стран БРИК, который придаст реальные черты возможному союзу. Альянс стран БРИК – пока весьма аморфное образование. Страны видят друг в друге скорее конкурентов, чем партнеров. Если же БРИК все-таки сумеет выступить единым фронтом, он приобретет больше экономической и политической силы.
Сегодня, 16 июня, в Екатеринбурге состоится саммит глав государств БРИК. Заметим, что термин БРИК (BRIC) является всего лишь аббревиатурой названий крупнейших развивающихся стран: Бразилии, России, Индии и Китая (Brazil, Russia, India, China).
Сокращение впервые появилось в аналитической записке американского инвестбанка Goldman Sachs в 2001 году (в частности, это обобщение приписывают легендарному экономисту Джиму О'Нилу). Стоит заметить, что портфельные инвесторы, которые термином БРИК активно пользовались, никак не предполагали реальной политической и экономической интеграции между названными странами. Однако сегодня наметилась именно такая тенденция.
Инвесторы «подкинули странам идею координации своих действий», - заметил в интервью Bigness.ru координатор научных программ, доцент Международного института экономики и финансов ВШЭ Алексей Белянин.
Вместе с тем, в БРИК «ничего сакрального нет», говорит наш собеседник.
Однако экономический кризис, актуализировав поиск точки роста мировой экономики, внес свою лепту в восприятии БРИК. На страницах СМИ появлялись рассуждения западных экономистов, что Россия может «выпасть» из концепции БРИК (которое превратиться в БИК), поскольку ее экономика слабее остальных стран этой группы.
Так, финансовый аналитик Найджел Ренделл в одном из интервью заявил, что Россия является в БРИК лишней, выбиваясь обвалом своего ВВП. По его прогнозу, ВВП России в 2009 году упадет на 6.4%, тогда как экономика Китая вырастет на 6%, Индии - на 5,1%, Бразилии - снизится на 1%. Помимо этого наша банковская система явно слабее партнеров по БРИК, считает эксперт.
Впрочем, рецессия в Бразилии дает повод ряду экспертов поговаривать и об ее «исключении».
И, наконец, высказывались мнения, что к БРИК разумно отнести Индонезию. Тому может способствовать внутренняя благоприятная конъюнктура в стране, и экономический рост в 2009 году, который по оценке МВФ составит 4%, а по оценке Morgan Stanley – 3.7%.
Так или иначе, но разговоры – всего лишь манипуляции с буквами.
На сегодняшний день страны БРИК схожи по следующим показателям: Эти страны – крупные получатели иностранных инвестиций (Китай – вообще мировой лидер); они являются важными игроками на отдельных рынках; однако, роль этих стран в мировой экономической политики недооценена.
Объединение в термине именно Китая, Индии, России и Бразилии обусловлено тем, что эти государства - самые крупные экономики мира после стран G7 («большой семерки»), заметил доцент Международного института экономики и финансов ВШЭ.
Собственно, Goldman Sachs прогнозировал, что к 2050 году суммарный размер экономик стран БРИК превысит суммарный размер экономик «Большой семерки», на сегодня являющихся самыми богатыми странами мира.
По словам А. Белянина, «вся шумиха вокруг БРИК» обусловлена именно этой конкуренцией с G7.
Напомним, «Большая семерка» объединяет США, Японию, Германию, Францию, Великобританию, Италию, Канаду. За большой стол стран «семерки» иногда на отдельную табуретку сажают Россию, однако формально наша страна в альянс не входит. То есть, «большой восьмерки» не существует, а есть лишь сотрудничество G7 и России.
По словам нашего собеседника из Высшей школы экономики, интеграции стран БРИК пока мешает то, что они часто видят друг в друге конкурентов, а не партнеров. Вместе с тем, уже есть некоторое понимание общих интересов, а соответственно и желание их координировать. Ведь если страны БРИК выступят единым фронтом, они получат больше экономической силы, считает А. Белянин. Как организация БРИК пока не существует, но некоторые контуры политический союз БРИК уже начинает обретать, свидетельством чему и служит саммит в Екатеринбурге.
Вышесказанное наталкивает на вопрос – к чему ближе Россия: к БРИК или G7? По словам А. Белянина из Международного института экономики и финансов ВШЭ, «Россия ближе к тому, куда ее возьмут». Эксперт подчеркнул, что полноправным участником «большой восьмерки» наша страна так и не стала. А вот играть весомую роль в альянсе БРИК она, возможно, сумеет, подытожил наш собеседник.
Дарья Юрищева