Создание самолета «Сухой Суперджет-100» вернуло Россию на мировой рынок гражданской авиации. Сегодня на авиавыставке в Ле-Бурже этот самолет произвел настоящий фурор. Уже заключено несколько контрактов на поставки российской «новинки». Такой прорыв весьма важен для России, которая не производила новых самолетов почти 25 лет. Теперь у нашей страны весьма амбициозные планы – войти в тройку лидеров по производству гражданских самолетов. Однако это будет сделать нелегко, тем более в кризис, отмечают аналитики.
Именно «возвращением России на мировой рынок самолетов гражданской авиации» назвала презентацию лайнера «Сухой Суперджет-100» на Международном авиационно-космическом салоне французская газета «Монд». Особенно лестно, что такой отзыв появился в европейской прессе, обычно критически отзывающейся о российских проектах.
«Сухой Суперджет-100» стал главной новинкой на проходящем в Ле-Бурже салоне «ПАРИЖ АЭРО ШОУ-2009.
Справка: «Сухой Суперджет-100 » (Sukhoi Superjet 100) – это российский ближнемагистральный (часто также его называют среднемагистральным) пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) совместно с Boeing. SSJ также называют единственным конкурентоспособным российским лайнером, так как только в рамках этого проекта сертификация самолёта, обслуживания и всех поставок комплектующих проведена по международным стандартам (что является необходимым условием для экспортных поставок).
Демонстрация самолета в Ле-Бурже «стала подлинным символом возвращения России на рынок гражданской авиации», сообщает Итар-ТАСС со ссылкой на французскую газету «Монд». А ведь Россия не создавала новых самолетов без малого 25 лет, напоминает газета.
Интересно, что еще недавно эксперты в интервью Bigness.ru уверенно заявляли о плачевных перспективах нового российского пассажирского самолета.
Они высказывали опасения, что SSJ не будет пользоваться спросом, так как экономический кризис резко снизил объем авиаперевозок в мире. Некоторые авиакомпании еще до наступления кризиса в России, оказались в тяжелом положении из-за резкого роста цен на авиационное топливо. Эти проблемы особенно остро встали в первой половине 2008 года, когда мировые цены на нефть достигли рекордных уровней. Последовавшее за этим банкротство нескольких авиакомпаний в России (в частности, государственного альянса «ЭйрЮнион») лишило ГСС многих заказов.
Так или иначе, теперь планы нашей страны амбициозны - Россия намерена к 2025 году выйти на третье место в мире по выпуску самолетов гражданской авиации, завоевав 10-12% рынка вместо нынешнего 1%.
Это не простая цель, требующая больших усилий в сфере промышленности и технологий. «Содействовать достижению данной цели и призвано широкое международное сотрудничество России в сфере создания авиационной техники», - отмечает французская газета.
Как в интервью Bigness.ru рассказал аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов, осуществить намеченные планы Россия сможет «при создании определенных условий, в частности, развития партнерских отношений с зарубежными компаниями, льготного налогового режима, экономических стимулов со стороны государства, лоббирования интересов отечественных авиастроительный на зарубежных рынках»».
Однако, даже при всем этом, войти в лидирующую тройку будет крайне сложно, учитывая амбициозные планы других стран БРИК по развитию авиастроения, подчеркивает аналитик RMG.
Впрочем пока россияне могут порадоваться хотя бы сегодняшнему успеху «Сухого».
Она также отмечает важную роль, которую играет в проекте "Сухой Суперджет-100"
Заказы на «Суперджет» уже поступают, и их число приближается к 100 подтвержденным контрактам на поставку.
На салоне в Ле-Бурже первым заказчиком самолета стала венгерская компания Malev, которая подписала соглашение о намерениях приобрести 30 таких лайнеров за 710 млн евро. Поставка первого должна состояться в 2011 году. В дальнейшем Malev будет получать по шесть самолетов в год.
Кроме того, ГСС подписали контракт с и пермским «Авиализингом» на 24 самолета Superjet 100 на сумму свыше $715 млн.
Кроме того, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), куда входит ГСС, на французском салоне объявила о том, что первый полет ее следующего «суперсамолета» МС-21 состоится в 2014 году, а не в 2015-м, как было объявлено ранее. Поставки МС-21 начнутся в 2016 году, рассказал президент ОАК Алексей Федоров, слова которого цитирует РИА «Новости».
Этот самолет, как и Superjet 100 (разработка ГСС совместно с Boeing), будет строиться в широкой международной кооперации. В настоящее время идет выбор участников проекта. Итоги тендера по двигателям для нового самолета будут подведены в августе к международному авиасалону МАКС-2009, сообщил Федоров. В тендере участвуют пять компаний, в том числе французская Snecma и английская Rolls-Royce, но некоторое преимущество есть у канадской Pratt & Whitney, давно и тесно сотрудничающей с российскими «Пермскими моторами», признал он.
МС-21 придет на смену самолетам Ту-154, Ту-204, а также Boeing-737 и Airbus А-320. Предполагается, что эта модель будет вместительнее, чем Superjet 100 (до 210 мест против 78-98). По техническому уровню МС-21 превзойдет существующие самолеты, многие его части впервые будут сделаны из углепластиков, а внедрение передовых технологий сделает его на четверть экономичнее и на 15% дешевле в эксплуатации по сравнению с обычными моделями. Стоимость проекта оценивается в $8 млрд.
Дарья Юрищева