На выходных состоялась очередная встреча стран «большой восьмерки». На ней были рассмотрены результаты мер, предпринятых для борьбы с кризисом. С одной стороны, экономика показывает «некоторые признаки стабилизации». Однако значительные вливания средств в финансовый сектор - пока «не в коня корм», предупреждают эксперты.
12-13 июня в Италии состоялась встреча министров финансов стран «большой восьмерки» (США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Канады и России).
Страны G8 наблюдают «признаки стабилизации в их экономиках», передает РИА «Новости» со ссылкой на итоговое коммюнике.
А именно, признаки стабилизации министры «большой восьмерки» рассмотрели в восстановлении фондовых рынков, в улучшении доверия предпринимателей и потребителей.
Однако «восьмерка» признает, что мировая экономика еще по-прежнему слаба. Отмечается и то, что безработица может продолжить расти после того, как ВВП начнет восстанавливаться.
Напомним, что президент Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик накануне саммита «восьмерки» заявил, что в 2009 году мировой ВВП сократится на 3%. Ранее ВБ ожидал, что экономика упадет на 1.75%. В апреле МВФ прогнозировал снижение мирового ВВП на 1.3%. «Хотя ожидается, что рост начнет восстанавливаться в течение 2010 года, темпы восстановления неопределенны», - сказал Р.Зеллик.
Вместе с тем, «необходимо сохранять бдительность и убедиться, что доверие потребителей и инвесторов полностью восстановлено, а рост экономики поддерживается стабильными финансовыми рынками и сильными фундаментальными факторами», - подчеркивают участники «восьмерки».
Напомним, что эксперты уже не раз высказывали опасения по поводу колоссальных вливаний государств в свои экономики.
Например, как передает Интерфакс, на встрече свою обеспокоенность этим вопросом озвучил итальянский министр Джулио Тремонти. По его мнению, бюджетные денежные вливания пока только стимулируют рост цен на сырье и акции, а не поддерживают реальную экономику.
Напомним, что нефть после декабрьских минимумов подорожала более чем в 2 раза, медь - на 90%, пшеница - 45%.
Wall Street Journal отмечает, что в настоящее время поступающие от государства ресурсы идут не в бизнес, а на финансовые рынки, что, по мнению некоторых инвесторов, может спровоцировать появление нового «пузыря».
Так неужели же все предпринятые до сих пор меры не были эффективными? И до реального сектора экономики помощь так и не дошла? С этим вопросом Bigness.ru обратился к профессору, завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ Владимиру Евстигнееву. По его словам, неправомерно ставить вопрос о том, как поддержка, оказанная финансовой системе, влияет на реальный сектор. Ведь воздействие финансовых рынков на реальный сектор всегда опосредовано, подчеркнул наш собеседник.
Вместе с тем, по мнению нашего собеседника из ВШЭ, главным приоритетом государств при оказании поддержки должно быть состояние самой финансовой системы. То есть, восприятие инвесторами уровня риска. Пока рынок показывает, что большинство инвесторов по-прежнему воспринимают ситуацию как кризисно рискованную.
То, что происходит на американском фондовом рынке даже с учетом майского роста в экспертном сообществе называется «гонкой придурков», рассказал профессор Владимир Евстигнеев. Волатильность индексов в плюс-минус 1.5 пункта в день не нормальна для развитого рынка, отмечает профессор Высшей школы экономики.
Таким образом, «массированная поддержка финансовой системе, оказанная со стороны суверенных институтов, пока не принесла особой пользы», - заключил наш собеседник. Однако он подчеркнул, что целью поддержки должна быть помощь самой финансовой системе, а не реальному сектору.
По словам специалиста валютно-финансовых отношений, положительный результат от такой поддержки может перейти с финансового сектора на реальную экономику только тогда, когда для инвесторов заработают испытанные механизмы определения привлекательности инвестиций. Как, например знаменитое правило «q» нобелевского лауреата Джеймса Тобина. Согласно этому правилу капитализация с восстановительной стоимостью активов рассматриваются как показатель привлекательности для инвесторов и кредиторов, пояснил эксперт из Высшей школы экономики.
Так или иначе, но в целом, оценки мировой ситуации странами «большой восьмерки» были намного позитивнее, чем например, апрельские оценки G20.
Дарья Юрищева