На открывающемся Международном авиационно-космическом салоне "ПАРИЖ АЭРО ШОУ-2009", который пройдет во французском Ле-Бурже с 15 по 21 июня, Россию будет представлять только один самолет - Sukhoi Superjet 100. Это будет его дебютный показ за пределами нашей страны.
Этот самолет станет единственным действующем экспонатом российской экспозиции. Всем остальные участники из России представят лишь макеты своих летательных аппаратов. Дело в том, что главная миссия российского участия в салоне в Ле-Бурже – продвижение лайнера Superjet на мировом рынке.
Справка:
Sukhoi Superjet 100 – это российский ближнемагистральный (часто также его называют среднемагистральным) пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) совместно с Boeing. SSJ также называют единственным конкурентоспособным российским лайнером, так как только в рамках этого проекта сертификация самолёта, обслуживания и всех поставок комплектующих проведена по международным стандартам (что является необходимым условием для экспортных поставок).
Первый полет российского лайнера авиалайнера был успешно проведен в мае этого года. Первые поставки самолетов заказчикам планируется начать уже во втором полугодии 2009 года.
По задумке российского руководства SSJ-100 должен вывести российский авиапром из сложившегося кризиса: «Я думаю, это значительный прорыв в деле гражданского самолетостроения. Мне кажется, с развитием Sukhoi SuperJet-100 авиапром наш поумнеет, начнет готовить базу, кадры, крупные заделы», – сказал Bigness.ru, вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
Главное, что этот самолет способен на равных конкурировать с зарубежными образцами, считает руководитель аналитической службы агентства Авиапорт.ру Олег Пантелеев. «Пока еще рано говорить о реально достигнутых цифрах, но предлагаемые характеристики говорят о том, что расходы SSJ-100 по содержанию (суммарные расходы на эксплуатацию) будут минимум на 10% ниже, чем у конкурентов», – отметил он в интервью Bigness.ru.
По данным газеты «Ведомости», в Ле-Бурже может быть объявлено о заключении контракта на 20 лайнеров. Сколько сейчас заказов на SSJ-100 - точно неизвестно. Всего в разное время объявлялось о достигнутых соглашениях в общей сложности почти на 300 самолетов.
Однако эту картину сильно подпортил мировой экономический кризис. Объем авиаперевозок в мире резко упал. В связи с этим некоторые эксперты в интервью Bigness. ru уверенно заявляли о плачевных перспективах нового российского пассажирского самолета.
Кроме того, некоторые авиакомпании еще до наступления кризиса в России, оказались в тяжелом положении из-за резкого роста цен на авиационное топливо. Эти проблемы особенно остро встали в первой половине 2008 года, когда мировое цены на нефть достигли рекордных уровней. Последовавшее за этим банкротство нескольких авиакомпаний в России (в частности, государственного альянса «ЭйрЮнион») лишило ГСС многих заказов.
На текущий момент известно о 98 заказах в портфеле ГСС. Ожидается, что первым эксплуатантом SuperJet-100 станет армянская авиакомпания «Армавия». Они ожидают получить первый SSJ в конце 2009 года, а в 2010– второй такой самолет.
Рамочное соглашение о поставке 160 пассажирских самолетов (в том числе и SSJ) недавно достигнуто между «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК) и авиакомпанией «Росавиа». Напомним, что эта недавно созданная госкомпания планирует занять в 2015 году 33% рынка авиаперевозок в России.
Однако сторонников развития гражданского авиастроения на основе SSJ-100 не поддерживает академик Российской академии наук (РАН) Сергей Глазьев. По его словам, сегодня самолет Sukhoi-Superjet 100 преподносится как «национальное достояние», между тем, «двигатель для этого летательного аппарата на 95% произведен странами-членами Североатлантического альянса», – возмущен он.
Российский гражданский авиапром не должен ориентироваться только сборку самолетов из заморской начинки, но и развивать собственное двигателестроение. Тем более, у России есть свои перспективнее разработки. Он приводит в пример тот же самолет Ан-148, разрабатываемый совместно с Украиной на предприятии ОАО «Мотор Сич» (Запорожье). По некоторым параметрам он незначительно превосходит SSJ-100. Кроме того, он немного дешевле в эксплуатации.
Глазьев считает, что успех SSJ построен на «навязчивом лоббировании интересов западных компаний на российском рынке авиационной техники, для чего проводится целенаправленная кампания по вытравливанию с рынка отечественных товаропроизводителей».
О.Пантелеев и В.Анохин абсолютно не разделяют позицию Сергей Глазьева. «В любом случае, радоваться имеет смысл, деньги в российскую казну попадают, так или иначе. Хотя, безусловно, не только в российскую, но и в бюджеты других стран. SSJ-100 – это первые шаги в новом бизнесе. Самолет создается с прицелом на мировой рынок. Другого такого опыта ранее не было. Поэтому хоть пока мы и набиваем шишки, пусть это некоторые проблемы возникают, но немаловажно, что приобретается бесценный опыт, и если это приобретение опыта оказывается еще со знаком плюс и по финансовым результатам, то это вдвойне хорошо», – говорит представитель агентства Авиапорт.ру.
Гражданские самолеты – это не военная техника, они могут иметь в сборке и кооперацию, поддерживает его вице-президент Академии геополитических проблем. Это не подрывает безопасности государства: «Государство поставило задачу – выйти на рынок гражданских самолетов. Для уровня нашего авиапрома – это большое достижение. Я думаю, что мы вначале очень хорошего бизнеса. Даже если мы делаем мелкие шажки, этим надо гордиться. Похоже, что некоторые просто разучились радоваться российским успехам», – считает Владимир Анохин.
Сергей Малинин