В чрезмерном энергопотреблении столицы виноваты сами москвичи – такой неожиданный вывод сделал мэр Москвы Юрий Лужков, выступая на заседании столичного правительства.
«По различным данным, в год на одного человека в Москве приходится 4 тонны условного топлива — это самое расточительное потребление по сравнению с другими странами, например, со Швецией или Канадой, где такой же климат, как в Москве», — сказал мэр.
Юрий Лужков призвал москвичей к бережливости. «Экономия — это одна из главных задач, и здесь важно все — и энергия, и тепло», - сказал он. Лужков апеллировал к патриотическим и прагматическим чувствам одновременно: «Если мы сократим потребление хотя бы на 15-20%, это будет не только большой подарок государству», - сказал он, напомнив, что экономность жителей города теоретически может отразиться и на сумме оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Москва – один из самых энергодефицитных регионов России. На ближайшее время вопрос дефицита снят: с одной стороны, успешно была реализована инвестпрограмма «Мосэнерго» по увеличению мощностей, с другой помог кризис, в результате которого значительно снизился расход тепловой и электрической энергии промышленными потребителями. Но московские власти смотрят в будущее: когда экономический спад сменится ростом, проблема дефицита встанет вновь.
Но разумно ли винить граждан в перерасходе энергии? «Расточительных граждан тут не при чем», - уверен Игорь Колесников, эксперт Института экономики города.
По его мнению, нельзя забывать о потерях в инфраструктуре, в частности, о потерях тепла по пути от теплоэлектроцентрали до домов.
Некорректно говорить и расточительстве электроэнергии, считает И. Колесников. «Расход электроэнергии – это комфорт проживания», - сказал он Bigness.ru, подчеркнув, что ни один закон не запрещает гражданину потреблять любое количество электроэнергии, которое ему необходимо. Просто Москва – растущий город, который требует адекватного удовлетворения потребления электроэнергии, отметил он.
«Профессионалы фиксируют, что прямые потери тепла и электричества сегодня где-то на уровне 50%, а порой и выше. Это означает, что человек фактически переплачивает за предоставленные (дошедшие до него) услуги и вносит за них в 1,5-2 раза больше, чем нужно», – рассказал Bigness.ru депутат Госдумы Иван Грачев. Разбираться надо не с недобросовестностью граждан, а с причинами потерь, говорит депутат.
О потерях говорил недавно и новый министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. По его словам, из-за значительного износа инфраструктуры в коммунальной сфере России потребители по-прежнему вынуждены оплачивать возникающие потери тепла, воды и электроэнергии.
По данным министра, сегодняшние потери воды составляют около 20%, электроэнергии - до 15%, а теплоэнергии - до 40%.
Высокая энергоемкость и низкий КПД использования энергии – это системная проблема России. Наша страна занимает третье место в мире по объему энергопотребления, но при этом тратит больше энергии на единицу ВВП, чем любая из стран, соседствующих с ней в этом рейтинге. По данным Всемирного банка, в рейтинге наиболее энергоемких экономик Россия занимает 12-е место (0,42 кг условного топлива на $1 ВВП). Два крупнейших потребителя энергии – США и Китай – в этом списке занимают 58-ю и 55-ю строчки.
Жилищный сектор занимает в российской экономике второе место по объему энергопотребления. ЖКХ потребляет 25% энергоресурсов, производимых в РФ, из них 40% составляют потери.
- Читайте также: Несветлое будущее ламп накаливания
И именно в этом секторе сосредоточен наибольший потенциал повышения эффективности конечного потребления энергии. К таким выводам в 2008 году пришли специалисты Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), которые проводили по заказу Всемирного банка исследование «Энергоэффективность России: скрытый резерв».
Так, площадь жилого фонда Москвы на 1 января 2008 года составила 209,7 млн кв. м, из них только 16,7% — здания с повышенной теплозащитой. По расчетам экспертов отдела энергоэффективности строительства Мосгосэкспертизы, в Москве уровень теплопотребления на отопление и горячее водоснабжение зданий без улучшенной теплозащиты составляет 360 кВт ч/кв. м. Но даже в домах с улучшенной теплозащитой (серии домов, возведенные после 1999 года) уровень теплопотребления составляет 275 кВт ч/кв. м, в то время как по нормам должно быть 185 кВт ч/кв. м.
Причина кроется в изношенности внутриквартальных сетей, а также в планировании – часто площадь, подлежащая обогреву, намеренно завышается для создания «про запас».
По расчетам ЦЭНЭФ, модернизация существующих жилых зданий может принести экономию энергии в размере 30-60%. Среди наиболее энергоэффективных мер следует отметить улучшение теплоизоляции труб с горячей водой, установку современных устройств регулирования температуры воды и пр.
Вопросы сбережения электроэнергии, судя по опыту других стран, должны решаться на федеральном уровне. Например, власти Евросоюза планируют последовательно запретить к 2012 году продажу на территории ЕС обычных ламп накаливания, заменив их энергосберегающими (они экономичнее на 60-80%). Более радикально этот вопрос решили в Северной Корее– в Пхеньяне не осталось почти ни одной лампы накаливания. И, даже с учетом специфики северокорейских властей, никто не рассчитывал на сознательность граждан. Одними обвинениями и социальной рекламой толку не добьешься – нужна политическая воля, как показывает опыт.
Сергей Малинин