Россия вполне конкретно рассматривает китайские облигации и юань, как новые резервные инструменты российского Центробанка. Однако сейчас «лезть» в китайские бумаги крайне рискованно. До тех пор, пока не произойдет либерализация валютного рынка Китая, вложения в юань будут сопряжены с гаданиями на тему «что же на уме у китайского Политбюро», сказал Bigness.ru известный экономист Евгений Надоршин.
России нужны новые инструменты для хранения своих резервов. Доллар США и казначейские облигации – традиционные резервные инструменты для всего мира – на фоне растущих проблем американской экономики перестают казаться надежным средством хранения средств. У Банка России уже есть конкретные планы сократить долю вложения международных резервов РФ в казначейские облигации США, которая в настоящее время составляет 30%.
И Россия совершенно не против того, чтобы новым резервным средством стал китайский юань. Первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев заявил сегодня, что Центробанк РФ рассматривает такие перспективы. «Чем больше возможностей диверсифицировать свой портфель, тем лучше», - сказал он.
- Смотрите также: Китайская валюта: древнейшая в мире, сильнейшая сегодня
В нашей стране давно смотрят на китайский юань, как на потенциальную региональную резервную валюту. Министр финансов Алексей Кудрин недавно высказывал мнение, что юань может превратиться в полноценную резервную валюту в течение 10 лет.
Впрочем, разбавить валютную корзину ЦБ юанем можно уже сегодня. «Некие неформальные договоренности, могут сделать для российского ЦБ выгодными вложения в эти инструменты», - сказал в интервью Bigness.ru экономист НБ «Траст» Евгений Надоршин. А аналитики ФГ «Калита Финанс» считают целесообразным в качестве эксперимента конвертировать небольшую часть резервов РФ (1-2%) в национальную валюту Китая.
Определенная логика в этом есть, так как по итогам первого квартала этого года Китай стал крупнейшим внешнеторговым партнером России.
Но простым инвесторам Е. Надоршин не спешит рекомендовать играть с китайской валютой. «Там валютный режим гораздо менее прозрачный и рыночный, чем даже в России», - поясняет эксперт.
«Российский ЦБ, по крайней мере, не идет против рынка и не привязывает жестко нашу валюту к какой-либо другой мировой валюте, как это сделал Банк Китая», - напоминает Е. Надоршин.
По его словам, инвесторы не застрахованы от внезапной смены политики китайского ЦБ. Сложно угадать, что что думают члены Политбюро и глава Центробанка Китая, отмечает наш собеседник – «этого не пишут на передовицах в газетах, этого не видно из движения валютного рынка. Этого вообще может быть не видно».
- Читайте также: Китай выбирается из долларового капкана
На сегодняшний день курс юаня достаточно жестко фиксируется монетарными властями страны, при этом, по мнению США, китайские регуляторы намерено занижают стоимость своей валюты, напоминают аналитики ФГ «Калита Финанс». «Первым шагом на пути к получению юанем статуса резервной валюты стала бы либерализация валютного рынка. Но власти КНР не торопятся с подобными решениями и сильно затягивают реформу механизма формирования валютного курса», - сказали они Bigness.ru.
Другим важным условием для резервной валюты является наличие глубокого (ликвидного) рынка долговых инструментов, номинированных в национальной валюте Китая. Таким рынком КНР на сегодняшний день похвастаться не может, констатируют эксперты. До сих пор облигации, номинированные в юанях, покупались и продавались только на китайском рынке.
«В этой связи, даже если бы у других государств и было желание вложить часть резервов в юани, соответствующих (по надежности) инструментов для инвестирования в этой валюте не так много. Как итог, пока курс китайской валюты зависит от внутриполитического курса страны, а внутренние финансовые рынки достаточно слабо развиты, существенно потеснить уже традиционные резервные валюты юаню не удастся, какими бы стремительными темпами не росла экономика Поднебесной», - констатируют аналитики «Калиты».
Эту же мысль озвучивал сегодня и Алексей Улюкаев. По словам первого зампреда Банка России, юань – «это ограниченно конвертируемая валюта, она не конвертируема по счету капитальных операций, вы не можете прийти на китайский рынок и купить суверенный китайский долг, другие инструменты».
Впрочем, нельзя не отметить некоторые подвижки по созданию ликвидного рынка китайских облигаций, которые можно было бы легко продать и купить за юани.
В мае этого года холдинг HSBC и Банк Восточной Азии объявили, что они станут первыми иностранными банками, уполномоченными продавать китайские облигации.
Китайские власти планируют довести юань до уровня серьезной резервной валюты к 2020. Это по срокам совпадает с планами создания в Шанхае международного финансового центра, такого как Лондон или Нью-Йорк.
Председатель совета директоров инвестиционной компании London & Oxford Capital Markets Дэвид Марш еще более оптимистично смотрит на перспективы Китая. Он уверен, что когда возобновится экономический рост, это будет означать конец доллара, так как ему на смену придет китайский юань, а официальным языком Евросоюза будет признан китайский.
Сергей Малинин