Пока в России продолжается небывалый обвал продаж автомобилей, за рубежом ситуация выправляется. В Европе и Азии даже фиксируется рост спроса на некоторые классы легковых машин. Секрет успеха прост, сказал Bigness.ru замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов: продажи растут там, где быстро ввели понятные народу меры стимулирования, а не там, где слишком долго думали.
В России продолжают падать продажи автомобилей. Реализация легковых машин и легкого коммерческого транспорта в России в мае этого года еще больше ускорилась – падение составило 58% по сравнению с тем же периодом в 2008 году. По данным Комитета Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ, это наибольший отрицательный показатель с момента падения рынка.
Всего же с начала года спад продаж на автомобильном рынке составил 47%.
Отражением этой тенденции стал и объем ввоза машин в нашу страну из-за рубежа. По данным Федеральной таможенной службы, импорт легковых автомобилей в РФ в январе-апреле 2009 года сократился почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Причиной спроса считается экономический спад в стране и массовая безработица. Однако за рубежом, где кризис лютует не меньше, ситуация на автомобильном рынке гораздо мягче, чем в России.
Во Франции в прошлом месяце зафиксирован рост продаж на 11,9%. В Германии второй месяц подряд рынок растет, и растет достаточно быстро, показав 20% роста в апреле и 40% роста в мае. Но это мелочи, по сравнению с Китаем, где продажи автомобилей выросли в мае на 54,7% по сравнению с прошлогодними показателями, а по итогам первых пяти месяцев – на 29,6% больше, чем за тот же период прошлого года.
В чем причина такой разницы с нашей страной? «Во-первых, за рубежом были раньше приняты меры, чтобы предотвратить падение рынка, во-вторых эти меры были проще и понятнее», - сказал в интервью Bigness. ru Сергей Удалов, заместитель директора аналитического агентства «Автостат».
Он напомнил, что, например, в Германии, покупателям новых автомобилей выдается фиксированная субсидия в размере 2,5 тыс евро (в том случае, если покупатель сдаст авто старше 9 лет в утиль). Дополнительно такая мера стимулирует граждан к покупке дешевых малолитражных автомобилей, так как в этом случае сумма субсидии представляет собой значительно больший дисконт от цены машины.
Во Франции и в Италии покупку автомобилей стимулируют в зависимости от их «экологичности».
Всплеск покупательской активности в Китае начался во второй половине февраля после того, как правительство страны объявило налоговые льготы на покупку малолитражных автомобилей с двигателями меньше 1,6 литра.
Кроме того, «спрос там поднимают за счет льготных кредитов под невысокие процентные ставки», - рассказывает С. Удалов. «Поскольку экспорт снизился, они пытаются поднять внутренний спрос», - поясняет он.
Обратный пример: в странах, где, по словам нашего собеседника, «долго размышляли» (например, Испания, Великобритания, и, конечно же, Россия), продолжается спад продаж.
По мнению замдиректора «Автостата», Россия просто запоздала с практической реализацией мер поддержки спроса.
«Несмотря на то, что в России озвучены эти меры были еще осенью, реально первые кредиты начали выдавать только в апреле», - говорит С. Удалов. Кроме того, предложенная мера стимулирования оказалась менее ясна для населения, чем в той же Германии.
Напомним, в России государство субсидирует банковские ставки по автокредитам на 2/3 от текущей ставки рефинансирования при покупке автомобиля из особого перечня Министерства промышленности и торговли. В перечень попали автомобили, собранные на российских заводах и стоимостью преимущественно до 350 тысяч рублей. «Чтоб перевести эту субсидию в деньги - это надо еще и посчитать», - отмечает эксперт сложность восприятия государственной меры.
Кроме того, условия предоставления субсидии (автомобили российского производства до 350 тыс руб.) резко ограничили не только модельный ряд, но и аудиторию потенциальных покупателей, которых эти машины могли бы заинтересовать.
«Автомобиль, это товар длительного пользования и не первой необходимости. Те, кто был способен его купить – у тех он был. Речь идет о замене или приобретения нового», - говорит С. Удалов.
Он отмечает, что госпрограмма рассчитана на людей с достатком ниже среднего, а они сейчас не готовы к покупкам.
«Снижается зарплата, велик риск остаться без работы. Люди сейчас предпочитают ничего не покупать», - поясняет эксперт. Даже нынешняя иллюзия улучшения ситуации в экономике скажется на спросе с лагом в несколько месяцев.
Сергей Малинин