Гадания – зачем же России Opel – развеял первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, он ясно дал понять, что Россию интересуют прежде всего технологии германского автоконцерна.
«Покупка Opel - это попытка российских инвесторов найти себя в сложной международной структуре автомобильного производства. Это попытка использовать ноу-хау, там много очень интеллектуального продукта», - заявил он. Будет позитивно, если можно будет в сотрудничестве с Magna привнести технологии на российскую почву, сказал чиновник.
Напомним, в рамках достигнутой договоренностей с General Motors, 55% акций Adam Opel GmbH перешло в собственность альянса, состоящего из российского Сбербанка (получит 35% акций Opel), канадского производителя автокомпонентов Magna (20%) и группы ГАЗ (претендует на сборку Opel на своих мощностях).
Ранее начальник аналитического отдела «АСМ-холдинга» Виктор Пашков в интервью Bigness.ru, уже выражал надежду, что покупка Opel в конечном счете скажется на технологиях производства в России. Кроме того, он не исключал, что, «возможно, это будет один из проектов, который поможет ГАЗу выйти из тяжелого положения».
С точки зрения технологий Opel, несмотря на предвзятое отношение к этой марке в нашей стране, является лакомым куском. Можно сказать, что для General Motors Opel был донором технологий. Практически единственной машиной, выпускающейся под брендом немецкого производителя и разрабатывавшейся вне его стен, является Opel Antara (в его основе лежит платформа Theta, разработанная при участии южнокорейской компании Daewoo, также входящий в General Motors).
При этом многие платформы Opel скрываются под шильдиками других известных марок, входящих (или входивших) в GM (например, Saab 9-3, Saab 9-5, Cadillac CTS, Daewoo Nexia).
Кроме законченных платформ, интерес представляют и многие другие технологии немецкого автопроизводителя.
По мнению Андрея Лемигова, известного автомобильного эксперта и руководителя диагностического центра ДЭКС, интерес представляют малогабаритные дизельные двигатели Opel (в частности, серии ECOTEC, отличающиеся высокой мощностью при малом объеме), а также современная электроника управления двигателям.
Но самое важное, что может дать российскому автопрому сотрудничество с Opel, «это общемировая производственная и технологическая культура, которой у нас нет», - сказал эксперт в интервью Bigness.ru.
По его мнению, российским автопроизводителям было бы полезно перенять культуру применения качественных материалов (от пластиков до стали), а также современные технологии обработки.
Ведь, например, в основе преимущества двигателей иностранными производства перед российскими лежат меньшие зазоры между деталями, так как на их производстве за рубежом приняты меньшие (более строгие) допуски.
В свою очередь, «малые зазоры между деталей позволяют повысить мощность, экологичность, долговечность двигателей, а так же понизить их шумность», - говорит Лемигов.
Но внедрять эту культуру (если до этого дойдет) должны немецкие менеджеры, а не отечественные, уверен наш собеседник.
А. Лемигов приводит в пример опыт налаживания производства автомобилей «Жигули» на АвтоВАЗе. По его словам, первые серии, собранные под присмотром итальянцев, считались вполне надежными автомобилями. Однако после того, как производство полностью перешло под контроль советских менеджеров, в конструкцию были внесены «рационализации», которые существенно сократили ресурс «Жигулей».
Автоэксперт опасается, что российский подход останется прежним – при попытке внедрения немецких технологий «сразу начнется – “у нас нет такой стали, у нас нет такой резины” и так далее. Немцы же будут ломать систему и настаивать на соблюдении технологий», - говорит А. Лемигов.
Говоря о перспективных платформах, которые могли бы иметь успех на российском рынке, наш собеседник выделяет платформу Opel Astra (помимо одноименного автомобиля, на ней выпускается минивэн Zafira, а также несколько других моделей под брендами Vauxhall и Chevrolet, не представленных в России). Кроме того, по мнению А. Лемигова, могла бы иметь успех и платформа рамного внедорожника Frontera B, снятого с производства в 2004 году.
В России уже была попытка наладить выпуск Opel Astra. Совместное предприятие GM-AvtoVAZ выпускало Chevrolet Viva - четырехдверную версию Astra G/B. При этом в салонах дилеров Opel уже продавалось следующее поколение Opel Astra H/C.
Проект, в который было вложено $340 млн, провалился. В год не удавалось продавать больше тысячи автомобилей (например, в 2007 году был продан 801 автомобиль). Одной из причин считается завышенная цена на Viva, которая превышала цену на однотипную Toyota Corolla.
Справка:
В компанию Adam Opel GmbH General Motors выделила все европейские заводы, дилерские предприятия и права на интеллектуальную собственность, связанную с производством и продажей автомобилей Opel и Vauxhall (Vauxhall — британская марка, под которой автомобили Opel производились на заводах в Великобритании). Кроме того, предприятия, участвующие в производстве Opel/Vauxhall, расположены в Бельгии, Польше, России, Испании, Великобритании.
Сергей Малинин