У авиаперевозчиков дела плохи. Убытки авиаперевозчиков в нынешнем году составят кругленькую сумму. Причинами тому стали и прошлогодние высокие цены на авиатопливо, и падение пассажиропотока, и свиной грипп. Впрочем, потребителю это может сыграть на руку. В частности, в России уже появляются бюджетные предложения от авиаоператоров.
Текущий год будет нелегким для авиакомпаний. В этом компании признаются сами. Их убытки за год в мировом масштабе составят аж $9 млрд. С таким пугающим прогнозом выступила сегодня Международная ассоциация воздушного транспорта IATA.
Ранее эксперты ассоциации (которая объединяет 230 авиакомпаний) надеялись, что их потери будут в два раза меньше – $4.7 млрд.
Однако оказалось, что уже в первом квартале нынешнего года 50 ведущих авиакомпаний потеряли $3 млрд.
«В результате нынешнего кризиса авиаперевозчики столкнулись с беспрецедентными трудностями», - цитирует Итар-ТАСС слова генерального директора IATA Джованни Бизиньяни.
По словам Бизиньяни, главными причинами незавидного положения авиаперевозчиков являются: рост мировых цен на топливо, снижение спроса на авиаперевозки и эпидемию вируса гриппа A/H1N1. Напомним, что Роспотребнадзор не рекомендует российским гражданам ездить в ряд стран из-за ситуации с гриппом A/H1N1. Сегодня это США, Мексика, Канада, Япония и Доминиканская республика.
По словам ведущего эксперта ВНИИПРиМ Дмитрия Абзалова, проблемы у авиаперевозчиков появились еще в прошлом году, когда цены на авиатопливо достигли рекордных вершин (что, в свою очередь связано с высокими ценами на нефть в первую половину прошлого года).
Кроме того, напомнил в интервью Bigness.ru Дмитрий Абзалов, снижение спроса на авиаперевозки во многом вызвано стремлением людей в кризис сэкономить.
Бюджетной альтернативой авиаперелетам на европейском континенте зачастую становятся высоко- (и не очень) скоростные железнодорожные перевозки.
Спрос на трансатлантические перелеты снижается в меньшей степени, подчеркнул эксперт, так как им не существует полноценной альтернативы.
Впрочем, в случае трансатлантических рейсов наблюдается смещение спроса от бизнес-класса в эконом-сегмент. Все это в совокупности снижает доходы авиакомпаний.
Однако гораздо интереснее, как подобная ситуация скажется на конечном потребителе? Станут ли, например, авиаперелеты в России доступнее? Отчасти, прогнозируют собеседники Bigness.ru.
С одной стороны, авиакомпаниям сегодня приходиться изобретать способы привлечения как инвесторов, так и пассажиров. Это и льготные предложения, и скидки, и бонусы.
Более того, в России может появиться еще одна авиакомпания-дискаунтер (то есть компания, которая работает в низком ценовом сегменте).
До последнего времени в нашей стране единственным дискаунтером оставалась Sky Express. В ближайшее время конкуренцию ей составит низкобюджетная «Авианова», которую создает инвестиционная компания А1 вместе с американским инвестфондом Indigo.
Открыть полеты по городам России «Авианова» собирается уже с июля. Цена билетов составит от 250 рублей.
Помочь привлечь пассажиров уже действующим авиаоператорам в некоторой степени поможет программа бюджетного субсидирования перелетов с Дальнего Востока, отмечает Д. Абзалов.
Так, с 15 апреля по 15 сентября дальневосточная молодежь до 23 лет и люди старше 60 лет имеют право льготного пролета на самолете в западную часть страны. Из бюджета компенсируется 50% стоимости билета. Кроме того, в СМИ уже появились сообщения, что средств, выделенных на льготные полеты, может хватить и на октябрь из-за резкого падения цен на авиакеросин.
Цены на авиабилеты в последнее время снижаются в основном благодаря снижению топливных сборов, пояснил в интервью Bigness.ru аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. Однако последний месяц цены на нефть росли, а вслед за ними и на цены авиатопливо. «Я не ожидаю продолжения снижения цен на авиабилеты», отметил аналитик RMG.
«Единственная сфера, где еще возможно небольшое снижение цен - это чартерные рейсы, где за счет увеличения спроса (начало туристического сезона), цены могут немного снизиться», - считает Л. Хафизов.
Напомним, что авиарейсы можно поделить на две категории: чартерные и регулярные. Цена чартерных перевозок зависит преимущественно только от двух факторов: от стоимости топлива - как в России, так и в точке прибытия, и от спроса туроператоров на данное направление.
Падение цен на регулярные рейсы зарубежных перевозчиков (коих на российском рынке большинство) к сожалению для россиян нивелировалось падением курса рубля к мировым валютам.
Что же касается цен на регулярные рейсы отечественных компаний, то они находится в более сложной зависимости к цене топлива. Дело в том, что регулярные рейсы подвержены более сложному ценообразованию, как например, тарифным сеткам.
Дарья Юрищева