Возобновление роста цен на нефть вызвало слишком много оптимизма. Но отрезвление неизбежно. Нынешний рост цен – проделки спекулянтов. Сегодня нет ни одной фундаментальной причины, которая могла бы оправдать подорожание «черного золота». Наоборот: сегодня нефть растет вопреки объективным данным, сказал эксперт в интервью BIGNESS.ru. Спекуляциями управляют американские инвестбанки.
Проходящий Петербургский международный экономический форум совпал с очередным раундом роста цен на нефть. Баррель российской марки нефти Urals поднялся почти до $70.
Это близко к комфортному уровню цены на нефть для России. Неудивительно, что в такой зависимой от экспорта сырья стране, как Россия, нынешний рост нефтяных цен привел к безудержному оптимизму. Индексы российских бирж растут, стремясь к докризисным значениям, рубль укрепляется. В словах нефтяников вновь появляется пафос. В частности, на прошедшем сегодня «круглом столе» в рамках питерского форума, треть руководителей нефтяных компаний назвали коридор в $70-80 за баррель справедливым. Хотя раньше их аппетиты были скромнее – еще пару лет назад справедливым считался диапазон $40-60.
Вместе с тем, отрезвление неизбежно. Нынешний рост цен – проделки спекулянтов. Сегодня нет ни одной фундаментальной причины, которая могла бы оправдать ценовое ралли.
«Мы связываем текущий рост котировок с избытком ликвидности, который сейчас наводнил мировые финансовые рынки», - сказал Bigness.ru аналитик «Файнэншл Бридж» Алексей Серов.
Действительно, в рамках антикризисной программы США и Китай закачали в свои экономики триллионы долларов. В свою очередь, инвестбанки перекладывают эти средства в товарные рынки (особенно в нефть), уходя из ослабевшего доллара.
«Мы не доверяем всем прогнозам инвестбанков, которые повышают ставки от $70 и выше», - говорит аналитик «Файнэншл Бридж». Действительно, как им можно доверять, когда некоторые из них кровно заинтересованы в высокой стоимости нефти.
Так, например, один из главных «ньюсмейкеров», прогнозирующих рост цен на нефть, является инвестбанк Goldman Sachs (GS). Его последний прогноз - $85 за баррель к концу года, что дало некоторый повышающий импульс нефтяных котировкам в последние два дня.
Однако не стоит забывать, что, по данным Financial Times, Goldman Sachs в ноябре прошлого года вместе с банком Barclays застраховал мексиканский бюджет на $1,5 млрд от потерь, которые могут быть связаны с падением среднегодовой цены нефти ниже $70 за баррель. Поэтому было бы логично ожидать от GS манипуляций на рынке нефтяных фьючерсов (напомним, недавно инвестбанк получил от правительства США $10 млрд, чего с лихвой хватит для спекуляций), а также спекулятивных «прогнозных» заявлений.
Оборваться нынешний восходящий тренд может внезапно. Например, «после того, как станет понятно, что текущий спрос не является таким, каким кажется (эти данные могут прийти из США и Китая)», - сказал Bigness.ru Алексей Серов.
Текущие фундаментальные факторы – против роста. «Удивляет то, что, например, в США на протяжении последних двух месяцев был отмечен рекордный рост запасов нефти. В этих условиях, если исходить из фундаментальных предпосылок, цена нефти должна была падать. А она наоборот росла, что на наш взгляд говорит о необоснованности роста», - говорит наш собеседник из «Файнэншл Бридж».
Более того – продолжается падение спроса на нефть. По данным инвестбанка «Церих», за май уровень спроса на нефть на американском рынке понизился на 7,7% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Падение спроса на главный энергоноситель означает, что спад производства в США продолжается. Резкое снижение продаж автомобилей может означать, что тенденция снижения спроса в США может получить дальнейшее развитие.
В Китае, который выступал до кризиса главным драйвером роста спроса на «черное золото», в первом квартале 2009 года зафиксирован отрицательный рост потребления нефти.
«Объективную возможность роста цен на нефть можно рассматривать в том контексте, что нефтяные компании снижают свои инвестиции в добычи, и в этой связи предложение нефти на мировом рынке в ближайшие годы понизится, - говорит А. Серов. - Однако следует учесть, что спрос будет падать быстрее, чем добыча».
По мнению российского вице-премьера Игоря Сечина, курирующего в правительстве топливно-энергетический комплекс, эффект от снижения добычи скажется через пару лет.
«В целом, инвестиционная деятельность крупнейших нефтяных компаний мира, сократится в 2009 году на 21%, - заявил сегодня И. Сечин. - В будущем это приведет к сокращению добычи нефти, ее предложения на рынке и увеличению цены». По его словам, «если мощности не будут восстановлены, то прогноз в $150 за баррель через 2-3 года выглядит реалистичным».
Ту же цифру на Петербургском форуме озвучил и исполнительный директор British Petroleum Тони Хэйворд. Он высказал мнение, что если не удовлетворить будущий спрос, то «мы дойдем до $150 за баррель».
Сергей Малинин