Бренд культовых внедорожников «Hummer», скорее всего, будет продан китайцам. Как сообщают разные источники, корпорация General Motors, которой принадлежит эта торговая марка, проводит заключительные переговоры с китайской компанией Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co (читается примерно как Сычуань Тинчжун).
General Motors, которая только позавчера объявила себя банкротом, эта сделка станет успехом. Ведь марку Hummer никто не жаждал купить.
О возможной продаже бренда Hummer СМИ сообщали еще в начале июня 2008 года. GM вела переговоры с потенциальными покупателями из России, Китая и Индии.
В частности, со стороны Индии минимальный интерес к такой сделке проявлял крупный индийский автопроизводитель Mahindra & Mahindra Ltd. (производит одноименные внедорожники). О российских и китайских участниках переговоров оставалось только гадать. В России интерес к марке мог проявлять «Соллерс» (бывший «Северсталь-авто»), а также «Автотор», который, по договоренности с GM, с 2004 года наладил на своем калининградском заводе крупноузловую сборку автомобилей « Hummer ».
Однако реальным покупателем оказался совершенно неожиданный игрок. Неожиданность «Сычуань Тинчжун» заключается в том, что эта компания никогда прежде не занималась гражданским машиностроением.
Её основной профиль – это строительство дорог, мостов, производство пластиковых и резинотехнических изделий. С автопромом «Тинчжун» роднит разве что выпуск строительной тяжелой техники. «Непрофильность» Hummer уже вызвала в Китае критику в адрес потенциального покупателя.
«Тинчжун» обещает сохранить рабочие места американцам, занятым в производстве автомобилей Hummer, а также инвестировать в исследования и развитие технологий, которые (дословная цитата) «позволили бы Hummer лучше отвечать новым требованиям, таким как топливная экономичность».
Выражение «топливная экономичность» слабо вяжется с сутью «пожирателей топлива» марки Hummer. Еще более непонятно, какие технологии может привнести китайский дорожный строитель. Скептически на сделку смотрят и в Китае.
Нет ни одного подобного успешного союза в прошлом, сказал в интервью американским СМИ китайский аналитик Лиу Шенг Ванг. Он приводит в пример похожую сделку по поглощению китайской корпорацией SAIC Motor корейского производителя внедорожников SsangYang. Этот дорогостоящий эксперимент закончился банкротством корейской компании.
Причем, в отличие от SAIC, у «Тинчжун» вообще нет опыта производства и сбыта пассажирских автомобилей.
Ситуацию усугубляет и требование GM сохранить рабочие места в США, занятые на производстве Hummer. Это осложнит перевод производства в Китай, что могло бы значительно снизить себестоимость автомобиля за счет дешевой китайской рабочей силы.
А дорогому (как сегодня) Hummer вход на китайский рынок заказан. Его средняя цена в США в размере $70 тыс – это примерно соответствует годовому доходу зажиточной китайской семьи. При этом конкуренты Hummer китайского производства дешевле в несколько раз.
Впрочем, у китайского рынка есть одно важное преимущество перед рынком американским. Во-первых, не стоит забывать, что в США спрос на Hummer стал падать в период резкого роста цен на топливо. В Китае же цены на моторное топливо жестко зафиксированы и контролируются государством.
К тому же китайцам плевать на «экологичность», которая стала навязчивой идей на автомобильных рынках западных стран. Китайцы вообще проще смотрят на многие вещи, чем европейцы или американцы.
Как бы то ни было, но факт остается фактом: «Сычуань Тинчжун» станет первым китайским покупателем активов не только General Motors, но и вообще у всей «Большой детройтской тройки» (GM, Chrysler, Ford). И, возможно, не последним.
По некоторым данным, известный китайский автопроизводитель Geely присматривается к бренду Volvo, который сейчас принадлежит Ford Motor Company.
Автопроизводители из Китая весьма сильно заинтересованы в приобретении известных автомобильных брендов. Ведь у мощнейшего автопрома Китая, который насчитывает свыше 100 автопроизводителей, нет ни одного сильного бренда. А некоторые из существующих марок, успели заработать в США и особенно в Европе негативный имидж небезопасных для водителя автомобилей.
Сергей Малинин