Руководство одной из крупнейших автомобилестроительных корпораций мира General Motors объявило о банкротстве по статье 11, которая защищает компанию-банкрота от кредиторов. Так закончилась более чем 100-летняя финансовая независимость крупного автомобилестроителя, который обеспечивал работой свыше миллиона человек.
Что же привело к GM к её сегодняшнему состоянию? Западные обозреватели выделают несколько основных причин, приведших GM к пропасти. А российские аналитики наглядно обосновали, почему банкротство автогиганта было неизбежным.
Упущенное время для банкротства
Глупо все списывать проблемы корпорации только на финансовый кризис. Он лишь ускорил крах. Напомним, впервые о возможности банкротства компании всерьез заговорили в 2005 году. Однако руководство GM было против такого исхода, говоря, что это принесет нанесет ущерб работникам и инвесторам. И это одна из самых главных ошибок General Motors .
Топ-менеджмент вдохновлялся примером начала 90-х, когда корпорация также балансировала на краю банкротства – тогда ей удалось встать с колен.
Вместе с тем, объявление банкротства в 2005 году, когда компания была более сильной, а американская экономика показывала бешеный рост, было бы гораздо более мягким для работников и кредиторов, считает Мартин Вайс, президент «Weiss Research».
На одних скидках далеко не уедешь
Второй серьезной ошибкой General Motors называют его сбытовую политику. Цены на автомобили в официальных прайс-листах обычно были высоки – во всяком случае, не ниже, чем у конкурентов. Можно сказать, что сбыт держался на разного рода скидках и спецусловиях.
Так, в начале этого века GM широко практиковала беспроцентные льготные автокредиты на срок до пяти лет. Когда эта мера себя исчерпала, покупателям начали предлагать значительные скидки: сначала они составляли $3 тыс, позже они доходили до $6-8 тыс. Бесконечная цепь «скидочных» кампаний практически свела на нет продажи по номинальной цене. А рекламная стратегия свелась к продвижению спецакций, а не самих автомобилей.
Стоит отметить, что в последние три года General Motors сама себя лишила одного из инструментов маркетинговой политики. Речь идет о продаже в 2006 году контрольного пакета компании GMAC, который было финансовым подразделением General Motors , в частности, она занималась автокредитованием.
Отсутствие собственной подконтрольной кредитной организации не позволило GM предложить покупателям более гибкие финансовые условия в период кредитного кризиса в США, который начался годом позже. По некоторым оценкам, за этот период GM лишилась примерно 25% покупателей, которые хотели приобрести автомобили в кредит. Именно столько отказов дала GMAC, находясь под контролем нового хозяина.
Отказ от будущего
Другим крупным просчетом General Motors эксперты называют сворачивание программы электромобиля EV1. Он выпускался малыми партиями с 1997 по 1999 год. В 2003 году программа была закрыта, а все проданные экземпляры выкуплены у владельцев и уничтожены.
Несмотря на то, что этот небольшой автомобиль был весьма дорог (разные версии стоили от $33 995 до $43 995), он обеспечивал неплохие динамические характеристики, а также приемлемую дальность хода на одной батарее – до 250 км в некоторых модификациях. Его главным преимуществом была экономичность – километр пути на нем обходился в считанные цены.
Закрытие программы расчистило дорогу для первого массового автомобиля Toyota Prius с гибридным двигателем, который стал одним из американских бестселлеров.
Упущенный Fiat
Еще одним недальновидным решением руководства General Motors стал отказ от поглощения итальянского автомобилестроителя Fiat. Напомним, в начале века GM приобрел 20% акций итальянского концерна с опционом на доведение пакета до контрольного.
Вместе с Opel и Fiat корпорация General Motors могла рассчитывать на доминирующее положение на европейском рынке.
Однако, вместо этого, в 2005 году GM предпочла выйти из сделки, выплатив $2,4 млрд компании Fiat.
Полученный деньги Fiat использовал на реорганизацию, и сегодня, как результат, этот концерн является главным претендентом на покупку Chrysler.
Эра больших машин
С автомобилями повышенной проходимости, пикапами и прочими типами транспортных средств, которые в России называют «джипами» General Motors также погорячился. По иронии судьбы, GM оказался одним из последних, кто переориентировал свое производство на «большие машины», когда начался их бум в начале 90-х.
Это отставание руководство GM с лихвой компенсировало количеством – ни один другой автопроизводитель не мог похвастаться таким обилием внедорожников в продуктовой линейке.
Апогеем стал выпуск на рынок огромных внедорожников Hummer в 2003 году, когда спрос на «пожирателей топлива» начал проходить. С 2007 года, когда цены на топливо ставили один рекорд за другими, в США пришла мода на экономичность и экологичность. Имидж GM к этому моменту был радикально противоположным.
Банкротство было неизбежным
По оценкам аналитиков «Калита-Финанс», фактическая национализация General Motors (правительство США получит долю в новой GM объемом примерно 60%) была неизбежна по нескольким причинам.
Во-первых, резкое падение спроса на машины в США значительно сократило выручку автогиганта и сделало невозможным обслуживание непомерных долгов GM. Объем обязательств GM оценивается в $1 трлн.! Только в июне предприятия должно выплатить свыше $1 млрд. держателям облигаций. Бесконечные вливания средств со стороны правительства – уже объявлено о новом государственном кредите в размере $30 млрд. – не спасают дело, так как непомерные расходы компании на фоне резкого падения доходов съедают все субсидии.
Кроме того, не стоит забывать, что в США долги часто страхуются в сторонних организациях, в тех же страховых компаниях (соответствующий инструмент называется CDS или кредит-дефолтный своп). Следовательно, дефолт GM по свои долгам может вызвать цепочку неплатежей и дефолтов, которая погребет под собой значительную часть финансового сектора.
В аналогичной ситуации с крупнейшей страховой компанией мира AIG государству пришлось национализировать компанию, чтобы не допустить крах финансовой системы.
В случае с General Motors Вашингтон постарается предотвратить цепочку неплатежей с помощью выделения дополнительных средств.
Но решение одной проблемы автоматически порождает другую, подчеркивают аналитики «Калиты Финанс». Гигантские вливания в GM осуществляются за счет бюджета США, дефицит которого приблизился к $1.8 трлн. долларов (12% от американского ВВП). Это вкупе с астрономическим долгом Штатов (свыше $11 трлн.) ставит под вопрос платежеспособность крупнейшей экономики мира. Спасение автогиганта может стать для администрации США пирровой победой. Сохранив GM, Барак Обама может потерять высший рейтинг надежности своей страны, что в свою очередь еще больше приблизит неизбежный дефолт самих США по своим долгам.
Сергей Малинин