Роковые ошибки General Motors

Руководство одной из крупнейших автомобилестроительных корпораций мира General Motors объявило о банкротстве по статье 11, которая защищает компанию-банкрота от кредиторов. Так закончилась более чем 100-летняя финансовая независимость крупного автомобилестроителя, который обеспечивал работой свыше миллиона человек.

Что же привело к GM к её сегодняшнему состоянию? Западные обозреватели выделают несколько основных причин, приведших GM к пропасти. А российские аналитики наглядно обосновали, почему банкротство автогиганта было неизбежным.

Упущенное время для банкротства

Глупо все списывать проблемы корпорации только на финансовый кризис. Он лишь ускорил крах. Напомним, впервые о возможности банкротства компании всерьез заговорили в 2005 году. Однако руководство GM было против такого исхода, говоря, что это принесет нанесет ущерб работникам и инвесторам. И это одна из самых главных ошибок General Motors .

Топ-менеджмент вдохновлялся примером начала 90-х, когда корпорация также балансировала на краю банкротства – тогда ей удалось встать с колен.

Вместе с тем, объявление банкротства в 2005 году, когда компания была более сильной, а американская экономика показывала бешеный рост, было бы гораздо более мягким для работников и кредиторов, считает Мартин Вайс, президент «Weiss Research».

На одних скидках далеко не уедешь

Второй серьезной ошибкой General Motors называют его сбытовую политику. Цены на автомобили в официальных прайс-листах обычно были высоки – во всяком случае, не ниже, чем у конкурентов. Можно сказать, что сбыт держался на разного рода скидках и спецусловиях.

Так, в начале этого века GM широко практиковала беспроцентные льготные автокредиты на срок до пяти лет. Когда эта мера себя исчерпала, покупателям начали предлагать значительные скидки: сначала они составляли $3 тыс, позже они доходили до $6-8 тыс. Бесконечная цепь «скидочных» кампаний практически свела на нет продажи по номинальной цене. А рекламная стратегия свелась к продвижению спецакций, а не самих автомобилей.

Стоит отметить, что в последние три года General Motors сама себя лишила одного из инструментов маркетинговой политики. Речь идет о продаже в 2006 году контрольного пакета компании GMAC, который было финансовым подразделением General Motors , в частности, она занималась автокредитованием.

Отсутствие собственной подконтрольной кредитной организации не позволило GM предложить покупателям более гибкие финансовые условия в период кредитного кризиса в США, который начался годом позже. По некоторым оценкам, за этот период GM лишилась примерно 25% покупателей, которые хотели приобрести автомобили в кредит. Именно столько отказов дала GMAC, находясь под контролем нового хозяина.

Отказ от будущего

Другим крупным просчетом General Motors эксперты называют сворачивание программы электромобиля EV1. Он выпускался малыми партиями с 1997 по 1999 год. В 2003 году программа была закрыта, а все проданные экземпляры выкуплены у владельцев и уничтожены.

Несмотря на то, что этот небольшой автомобиль был весьма дорог (разные версии стоили от $33 995 до $43 995), он обеспечивал неплохие динамические характеристики, а также приемлемую дальность хода на одной батарее – до 250 км в некоторых модификациях. Его главным преимуществом была экономичность – километр пути на нем обходился в считанные цены.

Закрытие программы расчистило дорогу для первого массового автомобиля Toyota Prius с гибридным двигателем, который стал одним из американских бестселлеров.

Упущенный Fiat

Еще одним недальновидным решением руководства General Motors стал отказ от поглощения итальянского автомобилестроителя Fiat. Напомним, в начале века GM приобрел 20% акций итальянского концерна с опционом на доведение пакета до контрольного.

Вместе с Opel и Fiat корпорация General Motors могла рассчитывать на доминирующее положение на европейском рынке.

Однако, вместо этого, в 2005 году GM предпочла выйти из сделки, выплатив $2,4 млрд компании Fiat.

Полученный деньги Fiat использовал на реорганизацию, и сегодня, как результат, этот концерн является главным претендентом на покупку Chrysler.

Эра больших машин

С автомобилями повышенной проходимости, пикапами и прочими типами транспортных средств, которые в России называют «джипами» General Motors также погорячился. По иронии судьбы, GM оказался одним из последних, кто переориентировал свое производство на «большие машины», когда начался их бум в начале 90-х.

Это отставание руководство GM с лихвой компенсировало количеством – ни один другой автопроизводитель не мог похвастаться таким обилием внедорожников в продуктовой линейке.

Апогеем стал выпуск на рынок огромных внедорожников Hummer в 2003 году, когда спрос на «пожирателей топлива» начал проходить. С 2007 года, когда цены на топливо ставили один рекорд за другими, в США пришла мода на экономичность и экологичность. Имидж GM к этому моменту был радикально противоположным.

Банкротство было неизбежным

По оценкам аналитиков «Калита-Финанс», фактическая национализация General Motors (правительство США получит долю в новой GM объемом примерно 60%) была неизбежна по нескольким причинам.

Во-первых, резкое падение спроса на машины в США значительно сократило выручку автогиганта и сделало невозможным обслуживание непомерных долгов GM. Объем обязательств GM оценивается в $1 трлн.! Только в июне предприятия должно выплатить свыше $1 млрд. держателям облигаций. Бесконечные вливания средств со стороны правительства – уже объявлено о новом государственном кредите в размере $30 млрд. – не спасают дело, так как непомерные расходы компании на фоне резкого падения доходов съедают все субсидии.

Кроме того, не стоит забывать, что в США долги часто страхуются в сторонних организациях, в тех же страховых компаниях (соответствующий инструмент называется CDS или кредит-дефолтный своп). Следовательно, дефолт GM по свои долгам может вызвать цепочку неплатежей и дефолтов, которая погребет под собой значительную часть финансового сектора.

В аналогичной ситуации с крупнейшей страховой компанией мира AIG государству пришлось национализировать компанию, чтобы не допустить крах финансовой системы.

В случае с General Motors Вашингтон постарается предотвратить цепочку неплатежей с помощью выделения дополнительных средств.

Но решение одной проблемы автоматически порождает другую, подчеркивают аналитики «Калиты Финанс». Гигантские вливания в GM осуществляются за счет бюджета США, дефицит которого приблизился к $1.8 трлн. долларов (12% от американского ВВП). Это вкупе с астрономическим долгом Штатов (свыше $11 трлн.) ставит под вопрос платежеспособность крупнейшей экономики мира. Спасение автогиганта может стать для администрации США пирровой победой. Сохранив GM, Барак Обама может потерять высший рейтинг надежности своей страны, что в свою очередь еще больше приблизит неизбежный дефолт самих США по своим долгам.


Сергей Малинин
tech
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.