Провал сделки по продаже Индии российских самолётов-топливзаправщиков Ил-78 вновь поднял тему снижения конкурентоспособности отечественных вооружений и военной техники на мировом рынке. «Оборонке» все тяжелее справляться с исполнением экспортных контрактов, а также обслуживать клиентов по уже заключенным сделкам. «Ситуацию исправить невозможно», - констатирует наш эксперт.
Как сообщили российские и зарубежные СМИ, Индия отказалась от закупки российских самолётов-топливзаправщиков Ил-78. Представители ВВС Индии обосновали отказ несоответствием самолетов предъявляемым требованиям, а также проблемами с поставками запчастей и обеспечением послепродажного обслуживания.
«После распада Советского Союза Россия изменила подход к ведению оборонного бизнеса. Теперь мы сталкиваемся с вопросами, которые касаются запчастей, поддержки производителей и с задержками, обусловленными централизованной структурой их военных корпораций», - цитирует слова главкома ВВС Индии Фали Хоми Мэйджора РИА «Новости».
Скорее всего, вместо российских машин Индия закупит Airbus A330 MRTT, производимые европейской компанией EADS.
Это не первый громкий скандал, связанный с российским военным экспортом. «Самый известный случай – это скандал с Алжиром, когда они отказались от уже закупленных МИГов и вернули их нам назад. С Индией вообще полно скандалов по поводу различных видов вооружения. В первую очередь, военно-морских», - сказал Bigness . ru Александр Храмчихин, заместитель директора, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа (ИПВА).
Напомним, в 2007 году разразился скандал с 15 истребителями МиГ-29СМТ, поставленными нашей страной в Алжир. Истребители, проданные как новые, содержали узлы, «бывшие в употреблении». По некоторым данным, в сборке этих самолетов применялись узлы с машин, отлетавших не одну сотню часов.
А претензии со стороны Индии, которая считается одним из наших ключевых партнеров по военно-техническому сотрудничеству, вообще стали обычным делом. Нет ни конца, ни края в истории с передачей Индии авианесущего крейсера «Горшков». Бюджет на его переоснащение постоянно рос, что крайне раздражало нашего партнера. Недоумение вызывали и технические проблемы при модернизации корабля.
Технические проблемы преследовали передачу индийской стороне заказанных в России фрегатов. Зенитно-ракетные комплексы, установленные на них, упорно не хотели поражать воздушные цели.
Во многих скандальных ситуациях, в частности, в возврате самолетов Алжиром, некоторые наблюдатели усматривают международные политические игры.
Однако в отношениях с Индией если политическая подоплека и имело место, то явно не сейчас. «Индия раньше ориентировалась на нас во время холодной волны, там были действительно политические факторы», - говорит А. Храмчихин. Сейчас же Индия может покупать вооружения у кого угодно, отмечает эксперт. Да и рынок стал гораздо богаче, чем раньше. По его словам, сегодня все объясняется вопросом качества – в том числе и отказ Индии. «Это сигнал нам – что мы производим плохое оружие», - уверен наш собеседник.
Раньше конкурентным преимуществом советской военной техники была цена (порой демпинговая), простота и надежность. Однако российская техника, оставаясь простой и, к сожалению, теряя былую надежность, несмотря ни на что растет в цене.
Виной тому стала и высокая инфляция в оборонном комплексе, которая опережает средний рост цен в промышленности, а также деградация военно-промышленного комплекса. В то время как объемы гособоронзаказа, а также зарубежных заказов растут, российская оборонка так и не восстановила способность к крупносерийному выпуску вооружений. Ситуация такова, что необходимо строить «с нуля» новые заводы.
«Старые заводы, на которых производили вооружения в достаточном количестве и качестве на протяжении многих лет, сегодня не справляются с этой задачей», - говорил в интервью Bigness.ru директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, отмечая, что «сейчас ситуация только усугубилась в связи с кризисом».
Сохраняется дефицит кадров – «деньги есть, а людей нет». «Ситуацию исправить невозможно», - категорично утверждает А. Храмчихин.
Если ситуация не изменится (а изменить её, по словам военных экспертов, крайне тяжело), Россия будет терять рынок вооружений и военной техники. Эти тенденции уже обозначились. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) и Международного центра конверсии в Бонне (BICC), на растущем мировом рынке вооружений Россия сокращает свою долю.
Так, с 2004 по 2008 года, оборот на мировом рынке оружия по сравнению с предыдущей пятилеткой (1999–2003) вырос на 21%. При этом увеличение продаж российского оружия составило всего 14%. Эти цифры говорят о том, что наша доля на оружейном рынке начала падать.
Сергей Малинин