Россия небезосновательно сомневается в способности Украины расплачиваться за газ и обеспечивать надежную работу газотранспортной системы. Финансовое положение Нафтогаза действительно весьма шатко. Прежде всего, по причине огромной задолженности, накопившейся из-за сложных сплетений интересов и проблем на внутреннем рынке. Распутаться этот гордиев узел может тремя способами. Либо Украине придется расплатиться Газпромом своими активами; либо из Нафтогаза, по предложению Евросоюза, будет выделена компания, занимающаяся исключительно транзитом; либо Украине удастся протянуть время до зимы, когда заинтересованные стороны станут лояльнее.
Россия вновь предупреждает Европу о неплатежеспособности Украины. На этот раз сомнения в том, что Киев сумеет закупить газ, необходимый для заполнения подземных хранилищ газа (ПХГ), высказал Президент России Дмитрий Медведев.
Напомним, что резервы газа служат защитным механизмом от резких перепадов давления, различных технологических сложностей, связанных с сезонными колебаниями спроса. Традиционно, закачка газа в хранилища происходит летом.
На данный момент ПХГ Украины опустели, что объективно повышает риски перебоев поставок газа. В период зимней газовой войны Украина активно расходовала «неприкосновенные запасы» на внутреннее потребление, а затем максимально использовала их для сокращения закупок российского газа в первом квартале, когда его цена была высокой (сейчас цена для Украины рассчитывается по европейской формуле цены, которая привязана к средней цене на нефть в последние полгода).
В настоящий момент в подземные хранилища необходимо закачать порядка 19.5 млрд куб. м, что стоит свыше $4 млрд. «Если у украинской стороны есть деньги, ну и отлично, однако у нас есть сомнения по поводу платежеспособности Украины», заявил Дмитрий Медведев, слова которого цитирует РИА «Новости».
Напомним, что вначале месяца с аналогичным грозным предупреждением европейцам выступал вице-премьер России Игорь Сечин.
Конечно, эти заявления отчасти преследуют имиджевые цели. Ведь государства Евросоюза до сих пор считают «Газпром» главным виновником зимнего газового кризиса.
С другой стороны, сомнения в платежеспособности НАК «Нафтогаз» вполне обоснованы.
Как в интервью Bigness.ru рассказал научный сотрудник украинского Института экономических исследований и политических консультаций Дмитрий Науменко, проблемы украинского концерна имеют долгую историю.
Главная угроза платежеспособности - большая кредиторская задолженность «Нафтогаза», подчеркнул Д. Науменко. По данным Счетной палаты Украины, текущая задолженность компании по кредитам составляет более 35 млрд гривен (примерно $4,6 млрд). В 2009 году потребность в средствах на погашение кредитов и процентов за их использование достигнет порядка 17.5 млрд грн (примерно $2,3 млрд).
Причиной накопившихся долгов послужило то, что последние два года Нафтогаз не присутствовал на наиболее прибыльном сегменте газового рынка.
А именно, он не участвовал в поставках газа внутренним промышленным потребителям. До начала 2009 года этим занималась компания «УкрГазЭнерго», контролируемая украинским предпринимателем Дмитрием Фирташем. Этой компании выпала участь «козла отпущения»: украинское правительство ее обвинило в начале газовой войны этой зимой. В настоящее время в стране идут судебные тяжбы по делу о ликвидации «УкрГазЭнерго».
Теперь функция обеспечения газом промпредприятий перешла к Нафтогазу. Это и позволило украинскому концерну увеличить чистую прибыль в первом квартале. Она составила 32.1 млрд гривен (порядка $4 млрд), что в 3 раза превышает показатель первого квартала прошлого года. Впрочем, спад промышленного производства приводит к снижению поставок газа промышленными потребителями.
Росту прибыли украинского концерна также способствовала налоговая отсрочка на 3.1 млрд гривен, предоставленная компании государством. В середине мая Нафтогаз получил еще одну рассрочку - по уплате налогов при закачке природного газа в подземные хранилища газа на сумму 6.7 млрд гривен.
Вместе с тем, по неофициальным данным, Газпром уже перечислил Нафтогазу предоплату за транзит газа за весь 2009 год. Иными словами, этот источник финансирования для украинской компании уже иссяк.
Кроме того, источником проблем Нафтогаза является система формирования цены на газ для населения и предприятий коммунальной теплоэнергетики, пояснил Д. Науменко из Института экономических исследований и политических консультаций.
Дело в том, что Нафтогаз продает газ украинским предприятия коммунальной теплоэнергетики для внутреннего потребления страны по той же цене, что и покупает у Газпрома. Однако предприятия коммунальной теплоэнергетики продают газ украинским потребителям по социально приемлемой цене. Дельту в стоимости должны оплачивать местные бюджеты или госбюджет.
В кризисной ситуации возможности местных бюджетов существенно сузились (в том числе и бюджета Киева, задолженность которого «перевалила» за миллиард гривен), рассказал украинский эксперт.
Кроме того, до наступления финансового кризиса «Нафтогаз» справлялся с ситуацией за счет бюджетных дотаций и кредитных ресурсов от зарубежных банков. При нынешней мировой конъюнктуре в банковском секторе, компании не удалось получить запланированный займ в $2 млрд, напомнил Д. Науменко.
По его словам, стабилизировать ситуацию пока удалось только за счет правительственных кредитов.
Какие существуют возможности для решения проблем компании, заложниками стабильности которой являются поставки российского газа?
По словам Д. Науменко, пресловутая платежеспособность Нафтогаза во многом будет зависеть от состояния промышленности (и, соответственно, объемов потребления газа украинской индустрией), а также от системы ценообразования. «Сейчас идут разговоры по поводу повышения цен на газ для населения», рассказал наш собеседник из Института экономических исследований и политических консультаций.
Кроме того, по словам украинского специалиста, сохраняется вероятность того, что компании придется расплачиваться перед Газпромом своими активами, несмотря на то, что газотранспортная система Украины (ГТС) законодательно закреплена в госсобственности. «Этот механизм обходим», - считает Д. Науменко. ГТС может формально оставаться в собственности государства, а управление над ней может получить третья сторона, пояснил наш собеседник.
Впрочем, российский эксперт – аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров не разделяет опасения Д. Науменко по поводу экспансии Газпрома. По слова аналитика «Файненшл Бридж», на расплату активами, в первую очередь, не согласятся власти Украины.
Кроме того, что касается закачки газа в ПХГ, то «незалежной» выгоднее подождать с решением проблемы до зимы. Когда европейские страны и Россия окажутся под угрозой срыва поставок, решать проблему придется в срочном порядке. Тогда Украине будет проще выгадать себе кредит.
Существует еще один вариант развития событий, рассказал Д. Науменко из украинского Института. Брюссельские договоренности Украины и ЕС о модернизации ее газотранспортной системы (достигнутые «за спиной» у России) предполагают существенные инвестиции. Декларация о модернизации также предполагает разделение компаний-транзитеров от компаний поставщиков газа.
То есть, из Нафтогаза возможно выделение компании, специализирующейся исключительно на транзите. Такая организация, соответственно, не будет иметь проблем, связанных с социальными обязательствами.
Дарья Юрищева