Как стало известно сегодня утром, итальянская автомобилестроительная корпорация Fiat выдвинула новое предложение по покупке немецкого концерна Opel. Главным его отличием стало количество сотрудников, которые будут уволены после сделки. Оно хоть и не значительно, но меньше тех сокращений, которые планируют провести канадская Magna и российский Сбербанк в случае, если контроль над авопроизводителем достанется им.
Тяжелое положение, в котором оказался General Motors, скорее всего приведет к выделению из компании многих его зарубежных подразделений, в том числе и Opel. В связи с этим германские власти объявили о поиске стратегического инвестора, который бы смог помочь Opel преодолеть нынешний кризис.
К настоящему времени известно о двух основных претендентах на немецкого автопроизводителя. С одной стороны, на него претендует итальянская корпорация Fiat, которая, пользуясь нынешним кризисом, активно скупает активы за рубежом. В частности, Fiat называют основным претендентом на американский Chrysler, также терпящий бедствие.
С другой стороны потенциальными покупателями выступает консорциум канадской компании Magna (один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих) с российским Сбербанком и группой «ГАЗ».
Согласно последней схеме, Сбербанку достанется 35% немецкого автопроизводителя, и он, наряду с General Motors (которой тоже останется 35% акций), станет одним из крупнейших акционеров Opel. Magna отойдет около 20% акций. Оставшиеся 10% должны быть переданы трудовому коллективу Opel. Сейчас 100% акций Opel принадлежит GM. Группа ГАЗ не претендует на акции Opel. Как пояснили представители группы в интервью газете «Коммерсантъ», они выступают в сделке лишь «индустриальным партнером Magna», то есть готовы предоставить канадской компании мощности Горьковского автозавода для сборки Opel. Интерес ГАЗа в том, чтобы увеличить загрузку мощностей, на которых сейчас производится Volga Siber.
Против текущего плана Magna высказались премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Юрген Рюттгерс и профсоюзы Opel. Их беспокоит, что в случае победы канадско-российского консорциума могут лишиться работы 10 тыс. рабочих Opel, в том числе - 2,5 тыс. в Германии.
Справедливости ради стоит отметить, что в планы всех претендентов на Opel до недавнего времени входили такие же объемы сокращений. О намерении уволить 10 тысяч сотрудников предприятий Opel по всей Европе заявляли ранее и Fiat, и бельгийский холдинг RHJ International.
Но с обострением конкурентной борьбы масштабы предстоящий сокращений, видимо, будут пересматриваться. Первый шаг сделал Fiat, уменьшив планы по увольнениям персонала на 500 сотрудников. Теперь итальянская компания предлагает сократить лишь 2000 из 25 000 рабочих мест в Германии.
Сегодня канцлер Ангела Меркель проведет встречу с министрами для обсуждения поданных заявок. Как пишет Financial Times, социал-демократы, входящие в правящую коалицию, предпочитают предложение Magna, однако христианские демократы, играющие ведущую роль в кабинете, продолжают сопротивляться.
Пока суть да дело, в гонке за Opel появился четвертый игрок. Китайская компания Beijing Automotive Industry вступила в борьбу в последний момент. Заявка от китайской стороны поступила в минувшую среду за несколько часов до истечения срока подачи заявлений на конкурса.
Таким образом Beijing Automotive Industry , которая является давним партнером Crysler, Hyundai и Mitsubishi, вступила в борьбу за покупку европейских подразделений американской группы General Motors - немецкой корпорации Opel, британской Vauxhall и шведской SAAB. Интерес китайцев к старым европейским брендам огромен – имея мощнейшую автомобилестроительную промышленность в мире, в Китае нет ни одного мощного национального бренда, который можно было бы продвигать на рынках США и Европы.