Ни для кого не секрет, что рыночная стоимость барреля нефти стала главной цифрой для российской экономики. Впрочем, главная угроза для страны – не в падении мировых цен на нефть, а в зависимости от этой цены. Ведь Россия не только производит нефть, но и является крупным ее потребителем. Выход России из кризиса эксперты видят в поддержке внутреннего спроса на нефтепродукты.
Именно эта тема обсуждалась вчера за круглым столом в Российской Торгово-Промышленной Палате (ТПП) на форуме «Новая нефтяная политика России: какие цены на нефть нам нужны?».
Мировые цены на нефть сегодня везде обсуждаются, а вот о том, что творится с ними внутри России, мы нигде не услышим, заметила в своем докладе генеральный директор ИД «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр.
Внутреннему российскому нефтяному рынку уделяют необоснованно мало внимания, хотя рынок потребления нефти в России имеет значительные обороты и потенциал роста. Так, объемы переработки нефти только независимыми НПЗ за два года выросли на 40%.
Но, несмотря на потенциал внутреннего спроса, нефтяные компании платят налоги в жесткой привязке к мировым ценам. Самым обременительным для нефтяников является налог на добычу природных ископаемых (НДПИ).
Однако что такое мировая цена на нефть? Сегодня цена нефти формируется на основе спекулятивных действий финансовых игроков, а не в зависимости от фундаментальных факторов соотношения спроса и предложения, рассказала на форуме директор Нефтегазового института имени академика Л.С. Лейбензона Тамара Канделаки.
Как уже писал Bigness.ru, сегодня для рынка ключевыми являются данные о мировых запасах нефти. Однако статистика по мировым запасам отнюдь неполная.
Информацию о запасах регулярно публикуют только США и европейские страны. Остальные страны, в том числе и Россия, информацию о запасах, или хотя бы об их изменении, вообще не публикуют.
Получается интересная ситуация: де-факто цены на нефть и нефтепродукты зависят от статистики запасов только США и ЕС, а не от запасов вообще.
Кроме того, даже имеющаяся статистика по запасам не привязана к качеству нефти и нефтепродуктов.
В итоге, российская экономика оказывается зависимой от слишком ангажированного показателя. Прошлой осенью нефтяной спекулятивный пузырь лопнул. Именно поэтому сегодня эксперты предлагают отвязать российский нефтяной рынок от мировой экономики в данном контексте. Ведь в российской истории цены на нефть и нефтепродукты довольно долго существовали автономно, рассказала Т. Канделаки.
Только реформирование налогообложения (в том числе, за счет отвязки от мировых цен на нефть) позволило бы, наконец, снизить цены на автозаправках, а значит, стимулировать внутренний спрос. Национальным институтом развития Отделения общественных наук РАН, например, недавно подготовлен специальный проект «КОнцепции государственной политики цен РФ».
Кроме того, внутренний спрос необходимо поддерживать отдельными мерами. Государственная политика в отношении нефтяного рынка должна быть направлена на увеличение доли нефтепродуктов в структуре экспорта.
Также нельзя допускать снижения собственной добычи нефти и ее переработки в России (что на данный момент и происходит), поскольку данные требуют крайне тяжело восстанавливаются.
Дарья Юрищева