Американские автопроизводители General Motors и Chrysler, которые объединяют полтора десятка всемирно известных автомобильных брендов, могут преподнести свой последний подарок автолюбителям. Прежде чем исчезнуть в пучине экономической бури, они устроят грандиозную распродажу своей продукции.
Объем проблем, которые свалились на General Motors и Chrysler – крупнейшие автомобильные корпорации не только США но и всего мира – не могут не потрясать воображение.
Слишком неповоротливая адаптация модельного ряда к потребительским предпочтениям, жесткая конкуренция с азиатскими производителями, высокая социальная нагрузка и, наконец, финансовый кризис, поставили под вопрос существование «большой детройтской тройки» автоконцернов.
Продажи автомобилей General Motors (до недавнего времени объединяла бренды Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, Hummer, Opel, Pontiac, Saturn, Saab, Vauxhall, Wuling) упали почти вдвое, а на складах скопилась готовая продукция, которой в лучшие времена хватило бы на четыре месяца продаж. Чистый убыток GM по итогам первого квартала - $5,9 млрд.
Chrysler (объединяет бренды Chrysler, Dodge, Jeep ) вообще в начале мая объявил о своем банкротстве по статье закона, обеспечивающей защиту от кредиторов. Продажи корпорации в США за прошлый год упали на треть, на четверть сократился штат.
Первым радикальным шагом обеих корпораций станет закрытие дилерский сетей – эта мера уже согласована с правительством США, на дотации которого в последнее время и жили эти автопроизводители.
Первым о закрытии значительной части своей дилерской сети заявил Chrysler. На прошлой неделе компания объявила, что к 9 июня избавится от 789 своих дилеров по всему миру. Причем Chrysler не будет выкупать у них непроданные автомобили и запчасти. Дилеры явно не в восторге от такой меры, и будут добиваться отмены этого решения в суде, но слушания пройдут лишь 4 июня, когда, скорее всего, будет уже поздно что-то изменить.
Двумя днями позднее о намерении сократить1100 дилерских центров (20% от общего их числа) объявила и General Motors. В следующем году будет сокращено столько же.
Сокращение дилерских центров, а также прекращение выпуска многих моделей автомобилей приведет к грандиозным распродажам. Их размах уже виден на примере Chrysler, особенно в тех дилерских автосалонах, которые подлежат закрытию меньше, чем через месяц. Так как корпорация не берет на себя ответственность за уже поставленные автомобили, дилеры вынуждены совершать агрессивные маркетинговые ходы.
Так, объявленная скидка на автомобили этого года составляет $4000, и еще $1000 могут скинуть покупателю, который и прежде владел автомобилем корпорации Chrysler – за лояльность (правда, большой вопрос – велика ли ценность лояльности клиентов для компании-банкрота).
«До 9 июня - золотой период для покупателей» говорит Джек Нерад, аналитик аналитического отраслевого агентства Kelley Blue Book. «Не только два производителя готовы на отчаянные скидки. Спад идет во всей отрасли. Фактически каждый изготовитель должен конкурировать за покупателей», - говорит он.
Правда, излишне обольщаться тоже не стоит. На экономичные (потребляющие мало топлива) модели автомобилей не нужно ждать больших скидок. Да и самые благоприятные условия по покупке можно получить лишь оплатив покупку в значительной степени наличными.
По мнению Пола Тейлора, главного экономиста для Национальной ассоциации автодилеров, «в ближайшие полгода есть благоприятная возможность с максимальной выгодой приобретать автомобили по схеме trade- in », так как цены на новые автомобили в США достигли исторических минимумов. В свою очередь, вторичный рынок автомобилей более инертен и ценовая разница между новым и старым автомобилем сейчас низка как никогда.
По словам Джесса Топрака, ведущего аналитика Edmunds.com, Chrysler и General Motors сейчас предоставляют самые большие скидки на рынке – на 20-40% больше среднерыночного уровня. Например, Toyota в США дает в среднем 13-процентный дисконт.
С российскими дилерами GM и Chrysler связаться не удалось. Сайты дилеров Chrysler не блещут сообщениями о каких-либо скидках на автомобили. В противоположность им, дилеры GM идут на существенные скидки, которые, впрочем, не превышают обычных для сегодняшнего российского авторынка размеров.
Сергей Малинин