Официальный российский статистический орган - Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – объявила о том, что наша страна страдает от кризиса больше, чем остальные страны «большой восьмерки».
Как сообщила Служба, наша страна отличилась самым глубоким спадом ВВП и самым высоким темпом инфляции среди стран G 8 по итогам первого квартала 2009 года.
Спад ВВП в первом квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2008 года в РФ составил 9,5%, тогда как в Германии ВВП снизился на 6,9%, в Италии - на 5,9%, Канаде - на 2,3%, Великобритании - на 4,1%, США - на 2,6%, Франции - на 3,2%.
При этом по отношению к последнему кварталу прошлого года Росстат насчитал спад в размере 23,2%! И это еще не предел. Согласно обнародованным накануне данным Минэкономразвития, падение промышленного производства в апреле ускорилось до 16,9% (по сравнению с 13,7% в марте).
С одной стороны, столь грустная картина, которую старательно рисуют госорганы, может считаться подтверждением гипотез, что Россия борется с кризисом из рук вон плохо.
«У России плохо получается противостоять кризису по сравнению с другими странами», - сказал в интервью Bigness.ru директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Напомним, ФБК разработала «индекс антикризисной эффективности», который показывает действенность мер, предпринимаемых правительствами по преодолению экономического спада. По словам И. Николаева, худший индекс антикризисной эффективности получила только Украина.
Но, с другой стороны, выкладки Росстата и заявления министерств никогда не отличались точностью и аккуратностью.
Комментируя 23-процентное падение ВВП от квартала к кварталу, главный экономист инвестиционной компании ITinvest Сергей Егишянц заметил, что «такая гигантская величина квартального обвала обличает лишь нежелание Росстата делать очистку от сезонного и календарного факторов».
Плохие данные по апрелю во многом были усугублены майскими праздниками, которые в этом году начались раньше. Дело в том, что рабочая неделя перед Первомаем была короткой (4 дня), что традиционно влечет за собой спад деловой активности в России, не говоря уже о днях «между майскими». Не удивительно, что многие компании решили не тратить зря силы и деньги на работу в этот период, так что для значительной части российской экономики майские праздники начались 25 апреля, существенно обрезав месяц. На какой процент это ухудшило статистику – подсчитать невозможно, но факт налицо.
Сравнивать же Россию с развитыми странами по инфляции вообще не корректно. Действительно, западным странам в большей степени грозит дефляция, нежели рост цен. В России же с начала 2009 года цены выросли на 6,5%. Впрочем, для нашей страны это даже ниже (на 0,3%), чем в аналогичный (еще докризисный!) период 2008 года.
Как ни странно, но основным генератором роста цен в России является… само государство. Как отметил все тот же Сергей Егишянц, «цены производителей в апреле были на 4.1% ниже, чем годом ранее – но при этом упрямо дорожает то, что регулирует государство: электричество, газ, тепло и вода (более чем на 20%)».
Инфляцию могут раздувать и крупномасштабные вливания государства в экономику. Это может показаться удивительным, но Россия, по данным Международного валютного фонда, является безусловным лидером среди 20 крупнейших мировых экономик по объему бюджетной поддержки экономики (в процентах от ВВП).
Россия выделит на поддержку экономики в 2009 году в общей сложности 4,1% ВВП! Для сравнения – США выделяют на борьбу с кризисом сумму, составляющую лишь 2% от ВВП. Понятно, что это несопоставимые суммы, однако и масштабы экономик соответствующие.
Возможно, ужасаться данным об экономическом спаде в России еще рано – и не только из-за угрозы «второй волны» кризиса. Возможно, что сегодняшние оценки слишком поспешны.
Любая монетарная политика действует с определенным временным лагом. Как правило, около года, сказал в интервью Bigness.ru Сергей Перминов, аналитик Rye, Man and Gor Securities. Поэтому оценивать монетарные решения, принятые несколько месяцев назад, пока еще рано, считает он.
Сергей Малинин